ИНК

Картины — это мое самовыражение, то есть вынос внутреннего мира во внешний. Это результат знакомства со своей субъективностью и объективизации ее содержания. А еще для меня живопись — это мое одиночество, то одиночество, которое радостное, потому что есть я, холст, краски, кисть — все.

    Расскажите, про себя — художника, про художника ИНКа.

Искусство в жизни присутствовало всегда. В юности какое-то время я много рисовал карандашом, до этого в Доме пионеров писал акварели, и даже одна попала на городскую выставку.
А в 1996 или 1997 году (точно не вспомню) вдруг начал опять баловаться гуашью, акварелью. Рисовал фантастические цветочки. Но то было все несерьезно.
А серьезно началось все в Санкт-Петербурге. У нас был центр, я пришел туда после ремонта, осмотрелся и говорю: «Вот хорошо бы сюда, на пустую стену, такую картину… Сделайте. Загрунтуйте. Я напишу». Сказал я и забыл. А через месяц мне позвонили и сказали, что стена готова, краски, кисти тоже. Я прихожу и вижу: лежит кусок ДСП необъятных размеров, невероятно качественно загрунтованный. Я неделю «медитировал» на него и увидел, что там должно появиться. Но я же ничего не понимаю в живописи! Мне самому было очень интересно наблюдать, как с помощью все той же методики саморегуляции (ДФС) и резонансных взаимодействий моя рука узнаёт, какую кисть взять, как брать краску, как наносить. Рука как бы сама все делала, я только держал замысел.
Безумно было интересно. Картина 1,5 × 2 метра. Мучился я, мучился, в конечном итоге написал. Называется «Чаша». Кто что в ней увидел, меня не волновало, меня волновало, что она появилась. Это была первая моя картина.
И вроде как бы все. Но тут мы на лето выезжаем в Литву, в Зарасай, на берег озера… И я вдруг говорю — а мне всегда интересно слышать, как что-то во мне вдруг говорит неожиданные для меня вещи: «Давайте, — говорю, — подготовим четыре холста, один для начала и три уже для работы». Сделали. Написал. И долгое время цена картины под названием «Зов» был точкой отсчета.
Это сколько же мне было? Пятьдесят, по-моему. Попробовал учиться. Мне нашли лучшего в Питере педагога. Я один раз у него был и понял, что вот она — смерть моя. Заплатил ему за три урока, как договаривались, и больше к нему не ходил.
Я очень много читал, естественно, о технике живописи, но в основном все изобретал на ходу. У меня есть свои фактуры, свои приемы. А может быть, они и существовали давным-давно, но я их открывал для себя сам. Я пробовал — так, и так… Что-то там внутреннее мной руководило. Довольно быстро перешел на масло. Причем особенное, голландского производства, которое можно разбавлять водой. И вот масло стало техникой на всю жизнь. Я им могу все что угодно написать. Я не делаю почти никогда карандашных набросков, углем или сепией, я делаю все кистью.
Первые три года я каждый день стоял у мольберта, независимо от того, есть настроение, нет настроения, и писал. Что-нибудь, но писал. Абстрактное… Водил кисточкой, цвета сочетал, фактуры. Но каждый день.
Через три года на Кипре я написал картину «Посвящение» на тему женского эзотерического посвящения. И я сказал себе: «Это моя дипломная работа».

   Кто-то из художников на вас влиял? Кому-то подражали? Учились на примерах? Как вы вообще себя чувствуете в мире живописи. Своим?

Конечно, есть что-то, что больше отзывается. Люблю Ван Гога, Модильяни. Обожаю декаданс, «мирискусников», Климта, Муху, потому что сам так не умею. Потому что это красиво, это изысканно это мне тоже нравится. Я люблю Крамского как портретиста, я считаю, это выдающееся что-то в области портрета. Дали. Он гений, конечно. Но больше люблю его книжку «Записки гения». Очень люблю экспрессионистов, в том числе и абстрактный экспрессионизм, американский. То есть люблю какие-то вещи, которые меня затрагивают, к которым я могу эмоционально присоединиться.
Я считаю, что без эмоционального присоединения к какой-то части культуры нет развития внутреннего, субъектного.    Что такое культура? Это то, что пережило время. Это то, что рассказывает не о том, что человек сделал во внешнем мире, а о самом человеке, что у него там внутри, а там внутри очень много.
А еще от живописи я получаю физиологическое удовольствие. Когда я пишу картину, я кроме всего прочего получаю такое чувственное удовольствие.

   Расскажите про вашу практически бесконечную портретную галерею.

Я думаю, всегда есть главное, и я консерватор, наверное, для меня главное — это человек. Субъективный мир человека. Человек есть его субъективность. Меня всегда интересовало: какой смысл в конкретной жизни одного конкретного человека. Одно время я мог через резонанс вступить в контакт с сущностью человека и даже с ней общаться. И даже узнать конкретные вещи… И когда пишешь портрет, познаешь человека. Мне самому интересно — не знаешь, что именно выйдет на первый план.
Я написал более 400 портретов. Я пишу тогда, когда ко мне обращаются за этим. И я обожаю портреты. Никогда не знаю, что там выйдет. Одного человека пишешь, выскакивает детское Я. Человек узнает себя в 12 лет. Другого пишешь — человек узнает свою маму или своего папу. У третьего вдруг первыми начинаешь писать волосы. Для меня загадочность того, что происходит между тобой и этим человеком и потом объективизируется, — очень ценно. Человек — это удивительная штука, удивительная.

   А начиналось с чего? Сразу с портретов?

Сначала был такой пейзажный период. Я очень люблю пространство как таковое, и то, чем оно наполнено, тоже для меня очень важно. И сейчас из романтических времен у меня осталась любовь — иногда написать пейзаж. Я почти никогда не пишу с натуры, порой делаю фотографии, но это тоже только повод. Я их фантазирую в основном. У меня много внутри восходов, закатов, и из этого что-то рождается. Мне главное: о чем это? Образ! Что это?

   А когда вы пишете картину, цель вы ставите пред собой, что хотите сказать?

Я честно скажу, когда я художник, то я ― художник. Я ничего головой не делаю, рождается, и я делаю. Самая большая моя работа ― это впечатление от «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, называется «Дух. Плоть. Кровь. Огромная работа по размеру и количеству холстов.
Это очень странная история. Я был в Милане, дважды мне удалось побыть у «Тайной вечери». И что-то было такое сильное… И однажды я увидел то, что получилось потом в итоге. Практически я увидел готовую работу: именно такое количество холстов, именно такая композиция, сразу я знал, что это будут стеклянные рамы… И сам себе сказал: «Не-ет, ни времени, ни… есть внутри — и ладно». И через некоторое время в Литве я слышу себя, как я своим друзьям диктую, какие нужно заказать холсты. Все по размерам и количеству. Приезжаю в следующий раз — холсты стоят. И три «запоя» по неделе, и я написал.
Три самых больших коллекции моих работ в Братиславе. Один из коллекционеров сделал мне огромный заказ. А у меня была своя идея после Святой Софии, где я увидел мозаики, сохранившиеся со времен Византии… Когда собор сделали мечетью, то паша запретил эти мозаики уничтожать. Свою идею я назвал «Золото предков». Это такая серия картин, как будто расчистка: замазано все было известкой, и стали расчищать, а там что-то такое…
А вот еще картина «Двенадцать ангелов». Впервые была выставлена в Музее Леонардо да Винчи в Милане. Это символично. Меня поразило, некоторые итальянцы крестились на нее. Хотя тут ничего нет. А один японец приходил каждый день, пока шла выставка, садился в лотос и медитировал. Садился так, чтобы картину видеть. Последний посетитель выставки в Милане был символичный ― на костылях, его привезли друзья. Он на костылях прошел, сел на лавку и долго-долго сидел. Для меня это самое большое — то, что что-то это человеку давало.

 А вы что-то знаете про свои картины, до того как напишете?

Один человек сказал: «Я очень хочу, если получится, чтобы вы написали архангела Уриила». Это архангел, которого Бог послал учить людей, у него в одной руке огонь, в другой — меч. Я ответил: «Не, ну что ты…» Даже не думал. А у меня очень часто так бывает: сижу пью кофе или делаю что-то на компьютере, и вдруг накатывает импульс. Я встаю, иногда даже забываю переодеться, иду и пишу. И я его написал. Я не знаю, как я это сделал. Он очень странный по технике, он очень странный по фактуре, он очень странный по палитре. Я не могу этого не то что повторить, я не могу вспомнить, как это все получилось.
А есть картины, которые я вижу. И я их делаю. Я жду, пока высохнет один слой, другой, я знаю, что я все равно напишу эту картину.
А бывает, когда я начинаю, то ничего не знаю… Смотрю, смотрю. Делаю фон, иногда шесть слоев, потом вдруг фактуру делаю, и так постепенно картина, как фотографии раньше в проявителе, проявляется.

  Игорь Николаевич, в чем разница между свидетельским искусством и просто искусством?

Свидетельское искусство – это, когда нечто в моем восприятии находится за пределами наличной реальной ситуации. Я это воспринимаю и свидетельствую. Вот это я видел. Бывают первосвидетельские иконы, например, а бывают копии с этих икон. У них разная естественно энергетика. Так и здесь. Легенда говорит, что когда Рафаэль писал Сикстинскую Мадонну, она ему являлась. То есть, сегодняшним языком говоря, он был в состоянии медитации – она визуализировалась перед ним. Он рисовал с натуры. Потом, она дематериализовалась и он ждал следующего момента, когда это может произойти и опять рисовал. Это легенда. Но возможности визуализации есть.
Если вы в своем творчестве ориентированы на то, чтобы увидеть и засвидетельствовать мир, который другие не видят – это одно. Если вы ориентированы на субъективность, то есть выражение себя, субъективного себя – это немножко другое. Если вы ориентированы показать объективный мир, так называемый, это немножко третье. В любом виде искусства.
Художники – это сложная позиция для присутствия в мире, почему? Потому что, если ты художник – это никому не надо. Надо идти на базар, на рынок, на этом рынке соответствовать текущей конъюнктуре, это уже другая история, понимаете.

[Картины художника ИНКа выставляются в галереях и живут в частных коллекциях по всему миру: Германии, Франции, Канаде, США, Великобритании, Чехии, Словакии, Литве, Украине, Кипре, Израиле, Голландии, России и др.  И каждый, кому повезло иметь в собственности его произведения, может рассказать, как работают картины мастера, изменяя пространство жизни.
Профессиональный мир искусства также признал талант и мастерство художника ИНКа, и в сентябре 2015 года ему было присвоено звание почетного члена Российской академии художеств.

А начал свое творчество художник ИНК с серии «Цветы добра». Затем был пейзажный период. Художественный поиск шел от фигуративной живописи к уникальному стилю ИНКа — пространственной манере. В ней словно музыка ложится красками на холст.
«Кабинет мага или Мистерия времени», «Впечатления от Тайной вечери Леонардо да Винчи. Дух. Плоть. Кровь», «Золото предков», «Дорога в рай», «Куда идем?» — знаковые полотна-артефакты, исполненные в уникальной манере работы с живым пространством. Отдельная линия творчества ИНКа — галерея портретов сущности. Серия, в которой соединились знания психолога Калинаускаса о человеке и мастерство художника.

Знакомясь с творчеством художника ИНКа, мы имеем счастливую возможность увидеть мир глазами того, кто воплотил знания о нем на своих полотнах. В картинах ИНКа можно путешествовать, находя в них энергию, мудрость и душевные силы.]

Персональные выставки:

Февраль 2023, Москва, Россия
Галерея Хронотоп
Выставка, посвященная 25-летнему юбилею творческого пути художника ИНК

Апрель 2022 – по настоящее время, Москва, Россия
Галерея Хронотоп
Выставка одной картины «Куда идем?»

Февраль 2018 — по настоящее время, Москва, Россия
Галерея Хронотоп
Выставка одной картины «Дух Предков»

Сентябрь 2016, Вильнюс, Литва
INK Gallery
Выставка «Горизонт событий»

Декабрь 2015, Казань, Россия
INK Gallery.
Выставка  «Человек»

Октябрь 2015, Полтава, Украина
Jump Gallery
Выставка «Лики сущности»

Март 2015, Полтава, Украина
Полтавский художественный музей
Выставка «Лица стерлись, свет остался»

Октябрь 2014, Берлин, Германия
RAR Gallery.
Инсталляция «The Last Supper»

Сентябрь 2014, Берлин, Германия
RAR Gallery
Проект «Ultraviolet Light»

Февраль 2014, Ницца, Франция
Depardieu Gallery.
Выставка «Ultraviolet Light»

Январь 2014, Нью-Йорк, США
Caelum Galley, Cheisea
Выставка «Wondering Stars»

Сентябрь 2013, Львов, Украина
Галерея Гэри Боумена, British Club
Выставка «Блуждающие звезды II»

Июль 2012, Киев, Украина
Галерея Лавра
Проект «Прошло 2000 лет. Лица стерлись, свет остался»

Май 2011, Москва, Россия
Галерея Елены Врублевской
Выставка «Кабинет Мага»

Апрель 2011, Братислава, Словакия
Национальный дом искусств
Выставка «Тайная вечеря: Дух, Плоть, Кровь»

Август 2010, Цюрих, Швейцария
Выставка «Блуждающие звезды»

Февраль 2010, Москва, Россия
Галерея Елены Врублевской
Выставка «Пространство Первичного» 

Ноябрь 2008, Москва, Россия
Словацкий институт в Москве
Выставка «Блуждающие звезды»

Сентябрь 2008, Вильнюс, Литва
Галерея «Actus magnus»
Выставка «Абстрактная эротика»

Июль 2006, Киев, Украина
Американская Торговая Палата
Выставка «Блуждающие звёзды»

Июнь 2006, Одесса, Украина
Одесский Литературный музей
Персональная выставка

Март 2006, Милан, Италия
Музей науки и техники Леонардо да Винчи
Выставка «Впечатление от «Тайной вечери» Леонардо да Винчи: Дух, Плоть, Кровь»

Декабрь 2004, Санкт-Петербург, Россия
Дом-музей И. Бродского
Выставка «Кабинет мудреца»

Июнь 2003, Санкт-Петербург, Россия
ИНК-клуб
Выставка «Стихия огня»

Февраль 2003, Санкт-Петербург, Россия
ИНК-клуб
Выставка «Мистерия одиночества»

Ноябрь 2002, Санкт-Петербург, Россия
ИНК-клуб
Выставка «Посвящение»

Январь 2003, Вильнюс, Литва
Галерея «Stiklo karoliuai»
Выставка «Мистерия одиночества»

Март 2001, Москва, Россия
Галерея «Парадиз»
Выставка «Шалости»

Февраль 2001, Санкт-Петербург, Россия
Галерея «Палитра»
Выставка «Посвящение»

Август 1998, Каунас, Литва
Дом Перкунаса

Июнь 1998, Санкт-Петербург, Россия
Фонд свободного русского современного искусства

Коллективные выставки:

Сентябрь 2018, Москва, Россия
Галерея Хронотоп
Выставка «PROЛЮДЕЙ»

Апрель 2010, Москва, Россия
Галерея Хронотоп
Выставка «Впечатления. Путевые заметки»

Ноябрь 2007, Москва, Россия
Выставочный центр «Крокус Экспо»
Выставка «Millionaire Fair»

Сентябрь 2007, Москва, Россия
Международный фестиваль «Преображение»
Выставка «Тайная вечеря: Дух, Плоть, Кровь»

Сентябрь 2007, Фортанеллато (Парма), Италия
Rocca dei Sanvitale
Выставка “Genesi: Parole della creazione”

Июнь 2006, Париж, Франция
Chapelle Saint-Louis de la Salpetriere
Выставка «Genese: Paroles de la Creation»

Январь 2006, Санкт-Петербург, Россия
Российский Государственный Этнографический Музей Выставка современных художников Санкт-Петербурга «Artindex – 2006»

Апрель 2005, Пьяченца, Италия
Выставка «Chakra»

Сентябрь 2004, Зальцбург, Австрия
Галерея Berchtoldvilla
Выставка «Deeper»

2004, Париж, Франция
Международный фестиваль Монмартра

2004, Вильнюс, Литва
Муниципалитет Вильнюса
Проект «Самая большая галерея в Литве»
Выставка «Красное»

2003, Вильнюс, Литва
Выставка-проект «Галерея проспекта Гедиминаса»
в рамках международного фестиваля «Дни столицы»

2000, Женева, Щвейцария
Международная ярмарка ЕВРО-АРТ

2000, Санкт-Петербург, Россия
Ежегодная выставка петербургских художников «Петербург 2000»

1999, Санкт-Петербург, Россия
Ежегодная выставка петербургских художников «Петербург ‘99»

1999, ЦДХ Москва, Россия
Выставка российских художников

Награды и звания:

В сентябре 2015 года, Игорь Калинаускас был избран Почетным членом Российской академии художеств (Россия).

В августе 2009 года, Игорь Калинаускас был избран членом Международной Академии Vesuvian (Италия).

В апреле 2009 года, Игорь Калинаускас был избран членом Академии Искусств Masareka (Чешская республика).

В январе 2008 года, Игорь Калинаускас был награжден Золотой медалью Франца Кафки (Чешская республика).