Воин Духа

Приобрести записи проекта «Воин Духа» —  sarunas@igorkalinauskas.com

 

 

ВОИН ДУХА

С чем же воюет воин Духа? Откуда родился такой образ — воин? Казалось бы, есть некоторое противоречие, потому что Дух не воюет, он воплощается так, как воплощается. Чисто субъективное событие. Воют сообщества и социальные силы. Воют беспрерывно. Говорят, за всю историю земного шара всего восемь дней мира. На всем земном шаре не было войны, аж, восемь дней.
Давайте сначала напомним себе, каково устройство человеческой жизни. Прежде всего, конечно, структура социума с его динамикой, законами, противоречиями, прогрессом-регрессом, и т. д. В каждом из нас социум как великое, подчеркиваю, Великое Среднее, представлен в виде личности. И в силу того, что приблизительно с XVII века нашей эры личность доминирует, то она и является хозяином нашего хозяйства. Каждый человек на сегодняшний день в Великом Среднем прежде всего личность: развитая, недоразвитая, социализированная, гиперсоциализированная, гипосоциализированная, с тем или иным уровнем развития интеллекта, с теми или иными навыками удовлетворения потребностей, то есть оперативного мышления, с теми или иными навыками ориентации в среде окружающих людей, которую мы с вами назвали социально-психологическими мирами. Все это представлено в каждом из нас личностью. И, казалось бы, что еще надо? Если говорить про слово «надо», то больше ничего. Насколько мне известно, социум с помощью трех основных ценностей: слава, власть, деньги в различных вариантах, и одной ценностью, связанной со страхом конечного, — здоровье, то есть, как долго я буду тут мучиться. Собственно говоря, вот и вся жизнь. Я имею в виду, внешнюю ее часть.
На уровне биологической жизни котел жизни кипит, живые существа рождаются и умирают беспрерывно. Мы еще совсем немного пообщались и уже сколько людей, животных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих умерло, и как минимум столько же родилось. Подобная информация до конкретного человека, как правило, не доходит, вытеснено раз и навсегда, но это факт. Хоть я и не большой любитель фактов, но это факт. Все кипит, бурлит, и тоже входит в состав нашего сознания, хоть назови его подсознанием, хоть сверхсознанием, но входит. Мы знаем историю принца Гаутамы (Будды), которого отец много лет охранял от всяких неприятных впечатлений, потом принц столкнулся с тяжело больным, мертвым и началась история Будды. Если на полминуты погрузиться в этот кипящий котел жизни, сделать такую медитацию, это может что-то в нас изменить.
И в этом замечательного устройства, на протяжении всей истории человечества странные люди занимались чем-то, что называли духовными поисками, то есть что-то искали вне генеральной линии социума. Что за вирус такой — «духовные поиски», откуда он берется? Дело в том, что все мы, хотя вряд ли все, многие, иногда задумываемся: а кто же все-таки я? Кто такие мы — ясно, кто такие они — тоже ясно, а вот кто такой я? И становится жутко поначалу: я — пылинка на песчинке, несущейся в бесконечных просторах Вселенной. И самое ужасное, что это можно себе представить. А зачем нам дана такая возможность: это ужасное представить? Я думаю, что в этом месте и возникал у некоторых людей глубокий интерес к самим себе. Не в смысле эгоизма, разумного эгоизма, потому что все мы эгоисты, потому что удовлетворяем, прежде всего, свои же потребности. Есть такое выражение: «Жизнь — это некоторое психологическое беспокойство по поводу удовлетворения своих потребностей». Но за это мы еще удовлетворяем МЫ-потребности, потому что ресурсы не в нашей власти, а в основном, во власти окружающих людей, социума, сообщества. Поэтому кроме своих потребностей, приходится еще удовлетворять потребности МЫ, вносить свой вклад в прогресс социального общества. Но иногда, вдруг, возникает нестерпимая жажда разобраться, а что же такое я — как отдельно взятое существо.
Самый легкий вариант — впасть в пессимизм, оттого что «единица — вздор, единица — ноль». Что я один значу? Ничего я не значу, и есть другие, лучше меня, есть другие хуже. Короче говоря, грех сомнения, грех сравнения, все равно смерть. И в результате — желание вытеснить. Допустим, кому-то вытеснить не удалось. Ему захотелось разобраться: зачем внутри меня все то, что там я обнаруживаю. «Господи, зачем такая бесконечная вселенная снаружи? Господи, зачем такая бесконечная вселенная внутри?» А на взгляд снаружи: я — бесконечное существо с безграничными возможностями. И что с этим делать?
И люди, которые эти вопросы не вытеснили, на протяжении всей истории человечества, вместо того, чтобы адаптироваться к социальным условиям, заботиться об успешности, карьере, потомстве и т. д., начинают разбираться: что с этим можно сделать! Не просто пофилософствовать, предположить, а сделать, и тогда родилось это знаменитое: «то что в вас ищет и есть то, что вы ищете». И в этих поисках постепенно обнаруживаются колоссальные внутренние ресурсы, никому не нужные кроме самого человека, да и ему не очень нужные, потому что неизвестно, где их использовать? Разве что, в экстрасенсы податься, тоже некоторое социальное утверждение. Те, у кого призвание лечить, лечат, тоже благородное дело…
Как только все это выясняется, человек начинает меняться, и вокруг возникает сопротивление этому изменению: «Ты что заболел? Ты что в секту попал? Ты чего не такой как все? Ты чего высовываешься?» все такое негативное: «жизнь тебя перемелет, стерпится-слюбится», и прочие адаптивно-регулирующие команды.
Парадокс, несмотря на то, что в наше время есть масса информации о существовании различных традиций, о передаче знаний из поколения в поколение в течение тысячелетий, мы совершенно не понимаем, зачем нам эти знания в повседневной, как некоторые выражаются, реальной жизни. Из этого возникла когда-то идея отделить жизнь внутреннюю, и назвать ее бытие, а внешнюю называть по-прежнему — жизнь. Попытка придать внутреннему бытию какую-то ценность.
Есть ужасное и прекрасное выражение: «Одухотворение реальности следов не оставляет». Никому не видно, что я там в себе делаю. Другое дело, если я делаю вещи: тексты, музыка, картины, лампы, детали, дети, дети детей — это все видно, это следы, которые придают значимость моему путешествию к могиле. А что я там внутри делаю, какой от этого толк. Рассказываю другим, так называемое обучение других… Чему? Рассказывать сказки о силе, рассказывать, что возможно такое, такое, такое. Если у тебя нет технологии, которую ты можешь передать, чтобы люди могли пользоваться, то это просто тоже хороший способ социального самоутверждения.
Воин Духа — это тот, кто вознамерился всерьез пройти весь путь в себя. Это безумно сложно. Не потому что путь, а потому что для этого надо, как минимум, управлять своей личностью изнутри, как максимум противостоять изнутри социальному давлению и социальной суггестии. Далее надо этому посвящать достаточно много времени, а значит часто упускать внешние возможности. Для этого надо пройти через все позиции, когда «колбасит и плющит не по-детски», потому что реальная трансформация реально затрагивает тело и нутро, и психику, и сознание, выворачивает так иногда, что…
Почему? Потому что вы идете в себя, то есть в бесконечность. А страх бесконечного во всех его формах, включая страх сойти с ума, включая то место, где страх бесконечного соединяется со страхом конечного, то есть смерть. А у нас столько забот внешних, проблемы, и с этим тоже надо что-то делать, решать, управлять… Поэтому люди пути уходили из большого мира в маленькие ашрамы, монастыри, скиты, пещеры и там, в антисанитарных условиях, погружались в себя. Однако научно-исследовательская, вернее ненаучно-исследовательская деятельность конечно хорошо, но жить-то надо. Какая бы ни была маленькая община, но это община со всей своей социальной динамикой. Гуры, начальство кругом. Мы так устроены: мы либо лидеры, либо ведомые. Все думают, что они лидеры, но объективные исследования показывают, что лидеров примерно 5–6 на 200 особей.
Наука, в отличие от передачи знаний в виде притч, мифов, легенд, оперирует фактами, которые можно проверить, подтвердить. В науке под названием «социальная психология», социум кровно заинтересован, выделяет много ресурса и человеческого, и финансового, и технологического на исследования. Она выяснила массу вещей, которыми социальные управляющие системы пользуются. Правда, большинство из нас об этом ничего не знает. Нам кажется, что мы сами до всего додумываемся. Незнание — не грех, конечно, но и не сила. Понимаете, сделать вид, что все это примитив, можно. Оттолкнулся и полетел в космос самого себя, это может мотивировать на какое-то время. Но потом как врежешься во что-нибудь совсем примитивное, типа информационного метаболизма, или М-Ж, или еще более примитивное — социальная динамика малой группы. И окажется, что все это действует без тебя, действуют надличностные законы социума. Получается, что нужно очень много знать про управляющие системы снаружи, чтобы построить эффективную управляющую систему внутри, которая смогла бы как минимум на равных взаимодействовать с внешней управляющей системой.
Один мой знакомый, очень интересный человек, что бы ему ни предлагали, всегда спрашивает: «А кто управляющая система?». И все, он становится управляющей системой, потому что никто не может ответить на простой вопрос. Когда мы с ним пересеклись и взаимодействовали, я сказал: «Вы понимаете, я не нанимался к вам на постоянную работу. Это у нас какое-то время будет длиться. Потом мы разбежимся». Он говорит: «Почему?». Я говорю: «Я просто задам простой вопрос и мы расстанемся: кто из нас управляющая система?». Он посмеялся: «Да, так и будет». Так и произошло. И я — управляющая система, и он — управляющая система. Я, управляю сам собой, а он, кроме этого, много чем.
Вот вы вооружаетесь знаниями, все эффективнее управляетесь с механизмами внешней социальной жизни, но у вас начинается закрадываться подозрение, что все это искусственно. А где же естественность, где непосредственность, где?.. Как-то я не живу. Правильно, вы не живете, вы — детали социальной жизни. Это не значит, что вы вообще деталь, но по отношению к социальному механизму вы — деталь.
Знание — это смерть. Оно раскрывает механизмы и не говорит нам, живой это механизм или неживой. Оно говорит о функциях, о взаимоотношениях, о структурах взаимодействия. Я как-то читал докторскую диссертацию, защищенную в МГУ, под названием: «Любовь». Вот такая монография (толстая). Защитился человек. Как только ни пытался, и так, и сяк, и этак. Потом выяснилось, что «любовь» — пустое слово, которое каждый имеет возможность заполнить как угодно. Есть в любом языке, такие пустые слова, которые, во-первых, помогают нам прибывать в уверенности, что мы друг друга понимаем. И во-вторых, убегать от видения механизмов там, где нам не хочется их видеть. Не потому что их там нет, а потому что видеть не хочется.
Иногда читаешь: «английские ученые, это уже анекдот в наше время, открыли, что любовь возникает на основании взаимодействия феромонов, или на основании биорезонанса, и прочее. Есть хороший вопрос: любил ли Адам Еву? А у него был выбор? Лилит вообще от него ушла… Травмированный мужик! Первая самая женщина ушла! Но не мог же он в одиночестве без потомства оставаться. А тут Ева. Хотел, да. Есть такая старая русская песня: «В селах Рязанщины, в селах в Смоленщины слово люблю не привычно для женщины…». Она вместо этого говорит: жалеть буду.
Я слышал эту песню, обратил внимание, оригинальный поэтический ход и все. Пока как-то в Сибири во время уборочной, где мы с нашей концертной бригадой выступали на выпускных вечера. Однажды уже после выступления, подходит ко мне одна и говорит: «Хочешь я тебя пожалею?». Как-то горько мне так стало. Я — существо, которого она пожалеть хочет. А много лет спустя один юный, но талантливый человек раза так в 3–4 моложе меня, по паспорту я имею в виду, в течение полутора часов объяснял разницу между «переспать», «провести ночь», и еще какими-то двумя выражениями, я не помню.
Весело мы проводим время, смеемся. Над чем? Над тем, что знания не помогают? Вроде сам себе веришь: я же хочу дойти до конца, я хочу стать независимым, я хочу открыть тайну благостного духовного одиночества, я хочу реализоваться, я хочу обрести полноту бытия, я хочу, хочу… Но сначала вот это, потом вот это, а потом сяду опять и подумаю, чего я хочу.
Некоторых из вас я знаю очень давно, некоторых — нет. Я всегда верил и продолжаю верить, что живое знание — это люди. И общаясь с вами, взаимодействуя, я в этом много раз убеждался. Действительно, соприкасаясь с человеком, имеешь возможность припасть к уникальному источнику знания и силы, если ты в состоянии его воспринимать как Другого. Ни как себя на сравнении с собой, а как Другого. Так постепенно обнаруживается, что на протяжении всей истории есть совершенно неизменные вещи, и все они касаются внутреннего мира человека. Если бы я сейчас перенесся в античность, то там тоже спокойно работал консультирующим психологом, и меня все прекрасно воспринимали бы. Думаю, зарабатывал бы немало сестерциев. Потому что проблемы те же.
Человечество как нечто внешнее прошло огромный путь. Цивилизация за последние 150–200 лет вообще стала не узнаваемая. Я помню это откровение под названием телевизор «КВН» с водяной линзой, телефон. А теперь уже без Skype, Viber никак. Даже я уже разучил эти слова, и уже что-то нажимаю. Помню в фантастике описывали, что когда-то будет видеотелефон: ты набираешь и видишь того, с кем разговариваешь. Подумаешь, вот Skype. А внутри себя в своей субъективности человек ходит все с теми же вопросами, все с теми же проблемами, все с теми же сложностями. Внутри — ноль цивилизации. Прошли тысячелетия мимо нас, как были дикие внутри, первобытные, дремучие джунгли, так в основном и осталось. Когда-то небезызвестный вам Калинаускас начал пропаганду ДФС. Нет, сначала Огненного цветка. Это потом подфартило, я выступил на научной конференции, обозвал это все ДФС (дифференцированные функциональные состояния). Один профессионал сказал так: «Впервые на моих глазах мистика превратилась в науку». И понеслось, и поехало. Естественно, какая мотивация: сейчас я накачаю психологические мышцы, накоплю энергии и как покажу всем… Встретил одного знакомого, он закончил университет психологический факультет, в Киеве это было, я говорю:
— Ну как?
— Все защитился.
— С работой как?
— Устроился в поликлиники.
— Ну и как?
— Вот я им сейчас покажу….
Беда в чем? Что даже такая относительно простая вещь, как ДФС, структурирует субъективность, и в джунглях появляются тропинки, стороны света, пойдешь направо — океан, пойдешь налево — манговая роща, пойдешь прямо — дракон. Убивать его надо: сначала левую голову, потом правую, а потом уже по серединке. И так далее. Назад повернешь, а там никого, поздно. «Мульмуджина джейк мульмунджин…» как пел Радж Капур в одном из фильмов, то есть, «назад нет пути». Начался процесс структурирования субъективности.
Общаясь с вами, я вижу, что многие проблемы так и остались с античных времен, но появились некоторые изменения. И передо мной уже не совсем герои античных трагедий, комедий и тем более «Песни о Гильгамеше», и Нефертити уже не совсем та. Сделан первый шаг, и если вы его рефлексируете, и изменения начинают вам нравиться, то может появиться азарт начать это дело развивать.
Снаружи что развивать? Есть масса всяких фирм, фирмочек, транснациональных корпораций, ученые, техника, — они развивают, и мы пользуемся. Если кто-то из вас принадлежит к тем, кто что-то развивает, то другим-то все равно пользуется. Один не может развить там все. А здесь один, то есть я, могу все там внутри создать, то есть совершить в течение относительно небольшого календарного времени грандиозные цивилизационные процессы, пройти все стадии от рабовладения до демократии и обратно. Вдруг оказывается, что я могу этим управлять, я могу с этим делать что-то.
А есть еще красивое название: «работа с неявленным». Названо, но не явлено, и это названное, но не явленное тоже можно сделать, то есть это самореализация, и никаких особенных внешних ресурсов для этого не надо, спрятался в себе и ваяй, потом вылез, покушал, все такое и опять спрятался. Но, вылезая, нужно быть все более и более осторожным… Тут и заходит речь о вооруженности.
Вы вылезаете не как супергерой, а как некое цивилизованное, чувствительное, открытое для всего существо, а вокруг-то все тоже: жестокий закон, конкуренция, кооперация, продолжение рода, борьба за славу, деньги, власть. А вы — из космоса. На вас, конечно, дубинкой: «Пошел на дно социальной жизни, маргинал». Обидно, досадно, но ладно. Здесь начинается вооруженность. Вы учитесь действовать снаружи от резонанса, в определенном состоянии наиболее эффективном, управляя степенью включенности… Знания становятся нужными, потому что вы сами делаете то, что с вами до этого автоматом делал социум.
Окружающие начинают вас побаиваться и говорить: «Ну ты и манипулятор, фи, какая борьба». Кто это говорит? Те кто пытаются вами манипулировать. Но так легко скатиться до, пардон, компании так называемых черных, которые говорят: «Если ты можешь с кем-то что-то делать, делай. Ты имеешь право. Ты — бесконечный источник, а он — хрен с ним». И у них неплохо получается, и вооруженность у них тоже в зависимости от квалификации – ой-ей-ей.
У Воина Духа есть внешнее правило: «Если человек что-то сделал по отношению к тебе, тем самым он дал тебе право сделать тоже самое по отношению к нему». В зависимости от своей позиции, ты можешь воспользоваться правом, а можешь не воспользоваться, но право у тебя есть. Но для этого надо мочь, и чем дальше, тем больше Вы структурируетесь, чем больше вы развиваете субъекта как управляющую внутреннюю систему, чем больше у вас резонанс с объемом реальности, людьми, тем сложнее становятся внешние правила. Потому что никто не даст ребенку заряженное ружье.
Надо помнить про этот внешний аспект, чтобы вынырнув из себя не терять всего, что там внутри наработано, только от того, что тебя на улице толкнули. Многие уповают на мораль, существуют своды, кодексы такие от строителя коммунизма до кодекса жизни. В профессии нет морали, в профессии есть профессия, либо ты это умеешь, либо ты это не умеешь. Если умеешь, хорошо, а если не умеешь, есть два выхода. Один — сочинить отмазку, что это плохо уметь, что это отрывает тебя от духовного пути и ставит тебя над людьми, что тоже плохо. Второй — учиться, чтобы уметь все-таки.
Когда мне нужно внутри интенсивно поработать, я предпочитаю какое-то занятие, которое не требует усилий, но занимает внешнее внимание: смотрю десять программ телевидения одновременно, был огромный период, когда я читал бесконечное количество толстых повестей про спецназ и криминал. Это чтиво, оно не требует внутреннего участия. Особенно мне было интересно про спецназ, потому что про криминал я и так кое-что знаю, а вот про спецназ как профессию интересно, поскольку это малохудожественные и малобюджетные произведения, но написаны людьми профессии. Я даже думал, а если написать текст в полу художественной форме с профессиональными подробностями о духовном искателе, кто-нибудь что-нибудь поймет? Вот я читаю, читаю про спецназ и вдруг характеристика винтовки такой-то, и мне это не нужно и так наискосок. А если написать такую книгу для идущих по пути. Говорят, что нельзя, это мол профанация будет изотерического знания. Если это знание действительно эзотерическое, тот кому не надо, и не поймет, а если это лапша на уши, чтобы поднять статус эзотерического, то надо написать. Мне лень тогда было, я свое написал.
Во всех традициях с определенного момента, когда мы него доходим, оказывается большое количество технологий, целый инструментарий. Его опять же как-бы не видно, это все в субъективном пространстве используется, но будучи названным, он дает возможность что-то делать. Мы с вами живем в сделанном, это же не природа в ее диком состоянии: с борьбой за выживание, комарами, червями и другими неприятностями, — это социальная реальность, здесь все сделанное. Если мы посмотрим на свою личность — в ней все сделано и сделано не нами, это продукт социализации. Столько в нас сделанного, что уже никакие картины меня не удивляют, кнопочки всякие, программки, извне нажимают, оно включается и пошло поехало.
Взгляд на человека как изделие, что человек в большей своей части изделие, абсолютно нормальный, просто мы опять этого не видим, не слышим и знать не хотим, потому что тогда надо будет выяснить, а где во мне не изделие, и есть ли оно. И потом, что тут такого плохого, что я изделие? Конечно, я сделан из людей, и прекрасно. Я такой, потому что такой, потому что так меня сделали. А если что-то ломается, то сразу духовные поиски, что ли? Не обязательно, может быть другая маргинальная окраина Великого Среднего.
Все это видеть, осознавать, уметь с этим взаимодействовать — это жизнь Воина Духа. Он не жмурится, говоря «этого нет», потому что ему неприятно, не нравится, потому что все говорят, что этого нет.
Последний вопрос: а как при этом всем не стать циником, чернушником, любить людей, таких же людей как ты? Для этого и существует сущность. И она есть, есть та часть в каждом человека, которая не изделие, которая живая. И если развить свое видение до того, чтобы это видеть за всем изделием, то это невозможно не любить. Люди прекрасны, удивительные, уникальные, неповторимые, но совсем в другом месте, не потому что такой носик, такие ушки, и такая мускулатура, а потому что сущность, живая сущность — она прекрасна.
Я не люблю эти встречи называть лекциями, потому что лекции — это что-то другое. Это такие побрехаловки. Сидит дед Мазай и рассказывает про бедных зайцев. Единственное в чем вы можете быть уверены, что все, что я рассказываю, мой личный конкретный опыт, ничего из того, что я рассказываю, не является абстрактным знанием. Я так живу. Внутри и снаружи, как вы заметили, наверное. И я пользуюсь всем этим: инструментарием внутренним, технологиями, и вооруженностью когда надо, потому что свобода для в отличие от свободы от (которая ограничена именно свободой от чего-то, и за что-то тебе), — это полная открытость всему, в том числе и боли физической, душевной, индивидуальной. Без вооруженности тут не обойтись.
На каждом новом этапе идет освоение практических новых технологий. Бывает, что так плющит и колбасит, пока самая медленная часть — организм — к этому пристроится. Когда начинаешь использовать ресурс плоти, повышаешь степень ее включенности, когда весь горишь или наоборот мерзнешь. Когда этот новый ресурс плоти поступает в то, что мы называем душой, тебя начинает распирать. Когда ресурс души поступает на качественную сторону сознания, ты вдруг в очередной раз переживаешь нечто, что из древних источников не то просветление, не то самадхи, не то сатори. А жить-то по-прежнему надо. Это все не конец, это просто этап.
Потому что есть конец, условно говоря. С того момента как я впервые пережил, чувственно пережил, что вот она полнота бытия, стало безумно интересно и снаружи и внутри, потому что хозяйство, которое я обнаружил, слов нет, один восторг и удивление. И это все работает! А так дядя Вася с пивзавода, следов-то не оставляет. Но я по старой привычке наоставлял столько следов… Вчера вон с Олей и ребятами такой след оставили. Но это потому что на базаре жизни одним пребыванием не обойдешься, нужно присутствие, а каждый присутствует в меру своих возможностей профессиональных, творческих. Я еще хорошо готовлю, кто пробовал, знает.
Поделюсь с вами одним из недавних происшествий, попробую выразить словами, что «я — это я», а все остальное мое, при мне, а я — это я. Спасибо Николе из Кузы, который ввел в обиход, в речь такое выражение: «точка, объемлющая бесконечность». Так что в присутствии мы невольно становимся современнее, все время в активной позиции, и это приводит к постоянно действующему соблазну — поймать «маньку ее величества». Но в тоже время без этого я — премудрый пескарь под камнем, философствующий о чем-то. Помните притчу: жили существа разумные на дне реки, у каждого был свой камень, за который он держался, поэтому не всплывал, и рассуждали о том, что там наверху. Как мы: что нам в небесах. Один говорит: «Надоели мне эти бесконечные разговоры». Отпустил камень и унесся вверх. А остальные стали рассуждать о том, как погиб тот, который отпустил.
Воин Духа сначала отпускает камень, и прыгает в неизвестное, а потом не погибает, иначе он не Воин Духа. Если он погиб, то он погиб, не вышло. Хорошо, сейчас мы сделаем паузу, а потом я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Какая мотивация, когда известно, что делать и известен результат?
Дело в том, что во всем, что касается работы со своей субъективностью каждый результат единичный, поэтому невозможно заранее знать. В общем виде да, но конкретно невозможно. Поэтому и не получается, когда начинается фаза рецептов. Делай так, так, так, будет так, так, так, возможно только в самом начале. Потом этого уже нет. Делаешь так, так, так, вроде бы так, так, так, а нет…Не получается. Но это моя позиция и мой опыт взаимодействия с другими. Убеждает это меня в том, что человек действительно штучен на уровне субъективности, и с какого момента нужно отказываться от гарантированного будущего, гарантированного результата, иначе никуда не выберешься. В этом с моей точки зрения смысл старой буддийской поговорки: «можно тысячу лет провести рядом с Буддой, выполнять все его указания, и ничего не произойдет». Отношения человека со своей субъективностью — интимные. Да, можно получать подсказки, можно узнавать о каких-то инструментариях, пробовать освоить эту вооруженность, но результат, который будет, когда ты станешь это применять, штучен, непредсказуем.
Поэтому пройти путь можно только в одиночку. Стройными рядами в психонавты в форме с погонами, знаменем, никак. И эта тонкая грань. Вначале, да хорошо, когда есть небольшой социально-психологический мир с одним контекстом, когда есть знающие, которые могут поделиться своим опытом, которые могут поделиться своей вооруженностью, инструментарием. Но это ничего не гарантирует, ничего. Только твоя внутренняя работа может к чему-то привести. Поэтому просветление есть, а просветленных — нет. Просветление — тоже уникальное, индивидуальное событие. Хочешь называй его просветлением, хочешь никак не называй, хочешь сатори, хочешь самадхи, хочешь звездануло, рассказать о нем все равно не сможешь, потому что есть вещи, которые с субъективного на конвенциональный не переводятся, если ты не большой зеленый мозгоблуд как я. Я в этом довольно-таки преуспел, но отношусь к этому… Ну большой зеленый мозгоблуд, ну такая у меня есть работа, в моем присутствии среди людей такая функция, пытаться создавать тексты на современном языке, которые, может быть, как-нибудь, кому-нибудь что-то подскажут. Ответил?
Когда человек становится Воином Духа?
Когда он принимает такое решение. Такое решение, в смысле все, назад ни шагу, позади личность.
Какие границы создает принятие сущности человека в социальной конкуренции с ним же?
Чем белый может выиграть у черного? Замечательный вопрос. Не знаю почему, но мне очень нравится. Конкуренция не с другим, вы не конкурируете с другим человеком, вы конкурируете с функцией, то есть с изделием. От того, что вы видите сущность человека, вам только труднее, потому что она прекрасна, но изделие от этого не меняется. И если так свело вас по жизни социальной, что вы конкурируете, хотя тоже не очень представляю, но может я такой конформист, ни с кем не конкурирую, но если без этого ваше самоутверждение социальное, вещь необходимая, невозможно, то вы конкурируете как изделие с изделием. Социальные структуры, производственные, бизнес-структуры не интересует ваша сущность и сущность вашего конкурента, они для этого не предназначены. Как говорил мне один человек, наш человек: «Так я же его сущность вижу, мне его жалко». Я говорю: «Кого его?». Сущность жалеть — это нонсенс, сущность прекрасна. Кого жалеешь? Ну уступи ему, будешь себя жалеть, приятно, какой я благородный.
Понимаете, Воин Духа не может себе позволить играть в туман. Вот люди, да, они с детства живут в тумане, и им хорошо, потому что туман — это нечто такое, может быть так, а может быть так, может, я за это отвечаю, а может, и не отвечаю. Как-то во время одного шоу у меня было видение. Сижу в зале смотрю шоу очень красивое, вдруг видение: облака такие социально-психологические миры, оттуда высовываются люди навстречу друг другу и бартерные какие-то сделки заключают. Воин Духа не должен бояться видеть ясно, понимаете, иначе он попадет в категорию: «ибо не ведают, что творят». Это как оправдание, заметьте, в хорошем тексте написано: «Прости их Господи, ибо не ведают они, что творят», но Господь, ему все равно, для него все души равны.
Воин Духа хочет ведать, он хочет видеть ясно, не ясновидением заниматься в качестве экстрасенса, а ясно видеть, и это тоже больно бывает, очень тяжело, и такая интеллектуальная боль от этого, и такое понимание, что в присутствии ты должен четко видеть, что ты можешь, а чего ты не можешь. Знаете, как узнать профессионала, говоря в знахарях и лекарях, я ориентируюсь, спрашивая: что можешь лечить, а чего не можешь лечить? Если четко человек отвечает, что может, а чего не может, то он профи, а если говорит все могу, значит, ничего.
Чем белый может выиграть у черного?
Они же не соревнуются. Они действуют, так называемые черные тоже бывают разной квалификации, и они заинтересованы как и все живое в территориальном императиве — расширять свою территорию, чтобы увеличить количество ресурсов, в том числе и людских ресурсов. Еще они очень любят, почему святотатство возникло, очень любят людей подготовленных, которые что-то умеют, но не очень верны в своих намерениях, устремленности: «Да что ты там вот это вот, а вот у нас, ты с твоими данными, да ого-ого». Таки да. Знаете, так они ничего плохого не делают, они просто умеют пользоваться социальными механизмами внешними и особенно в человеке, что тут плохого? Я общался с разными и разной квалификации, это не ужастик какой-нибудь, очень есть милые интеллигентные люди, знающие и мудрые даже, просто у них нет кармы. Они считают, если ты умеешь, а другие не умеют, так пользуйся. Я их ни в коем случае не осуждаю, а высококвалифицированных просто уважаю, пока они не лезут, нарушая договор о территориях. Ну ко мне уже давно не лезут, так иногда своих учеников посылают, потренироваться. Гордыня среди них тоже проблема, гордыня, ну как не попробовать достать меня, например. Говорят: «Вот есть такой гад Калинаускас, давайте его группой шесть человек. Вы же мои ученики! Направленный пространственный энергетический удар…». И улыбаются про себя. Ученики прилетают, потом улетают: «Ну что, гордынька взыграла?». «Ты же сам сказал». «Мало ли что я сказал». Выиграть можно, только не вступая в соревнование и борьбу, потому что борьба по закону диалектики всегда приводит: за что боролись на то и напоролись. Что касается соревнований, в чем? Кто больше людей одурачит? Люди тоже не у всех. Меня однажды в КГБ спросили, на бывшей площади Ленина: «Игорь Николаевич, про вас такое говорят, а у вас каких-то тысяч пара последователей». Я говорю: «Что хотите, чтобы было 40 000?» «Ну хотя бы». Я говорю: «Три месяца. Только я этого не буду делать, мне это неинтересно».
Воин Духа пола не имеет. О чем это?
О равенстве полов. Еще вопросы?
А потолок имеет?
А… Потолок Воина Духа. Ну как бы потолок, последнее — это духовное сообщество, когда у тебя еще есть крыша над головой, а потом уже лети, лети. Попутного ветра тебе, ни пуха, ни пера.
А дальше естественный отбор?
Дальше, не знаю. Я чувствую себя прекрасно, я не так давно правда покинул последнюю крышу, но свобода, радость, удовольствие, труды праведные или неправедные, ну все также, только следов не остается. Так называемый эффект присутствия, следов нет, но что-то происходит. Для многих людей последняя абстракция — это вселенная или мироздание, для меня — реальность как таковая. И вот это партнерство с реальностью как таковой мне по-прежнему очень интересно, сейчас особенно. Это совсем не то, что я, скажем, себе представлял 30 лет назад, но это безумно интересно для меня.
Понимаете, очень многие люди останавливаются на: «вот, как сказать, а это все абстракция». Нет абстракции. За каждой так называемой абстракцией находится совершенно реальный объем содержания. И когда вы приобретаете опыт работы с неявленным, то вы можете потом или во время постепенно научиться работать с неявленным как таковым, то есть, не называя. Что касается объемов, которыми вы можете оперировать (сначала в пространстве своего сознания), то они тоже разные по мощности, условно говоря мощности, а объемы, с которыми вы можете оперировать во внешнем присутствии зависит от качества вашего резонанса с реальностью как таковой.
Я могу без слов как-то пытаться передать, но это дело субъективное. И для многого такая позиция. Люди, которые смотрят и ясно видят из такого контекста и формы, как реальность как таковая, видят иначе, чем большинство окружающих. Сцепление событий вещь иногда беспощадная в нашем обычном представлении. Когда я впервые услышал точку зрения духовного сообщества на XX век, я был в шоке, легком интеллектуальном шоке, и в сильном эмоциональном шоке. Понимаете, многие любят поговорить, помечтать вокруг идеи махатмы, учителей человечества, учителей еще каких-то, но это ведь до того момента пока вы с ними ни пообщались, потому что пережить субъективно принять такой взгляд — это очень большое напряжение.
И Воин Духа должен это выдержать, вы должны, если претендуете на эту позицию: видеть все слои, все способы восприятия одномоментно, то есть привычные для всех, в более высокой степени обобщения, с предельной степенью обобщения, в одном объеме, в этом контексте, в том контексте и так далее. Тогда у Вас только возникнет объемная, как сейчас модно говорить, 3D-картинка.
Мы не помним даже, что базовое основание для радости у нас всегда есть, пока мы живые, мы не помним про кипящий котел жизни, такие явные вещи, не говоря уже о другом котле. Мы живем большую часть времени в очень маленьком мирке, границы которого находятся в зоне прямого видения, а вот сила вашего прямого видения, это уже вопрос. Мы общаемся непосредственно с очень маленьким количеством, 5000, 10000 человек — это очень мало. Мы редко делаем сознательное усилие попутешествовать по новым для себя социально-психологическим мирам, потому что там неуютно, мы там не обустроены и т. д. Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой. Быть маленьким уютно, и вот этот маятник, который раскачивается от комплекса маленького человека до мании величия, мы тоже любим.
Одно для меня абсолютно: человек — потрясающая штука. С 14 лет для меня не было ничего интереснее людей. Да мне интересно про космос, науку, там всякую астрофизику и прочее, ездить, путешествовать, видеть, но по сравнению с тем, как я сейчас вижу человека, даже если взять внутреннюю причину: вот Вселенная со всеми астрофизиками, а вот человек, что мне интереснее? Для меня человек интереснее, сложнее, многограннее. Конечно, моя личность, душа хотели бы всем подсказать, что они проходят мимо себя, что там такие ресурсы, такие пейзажи, но я понимаю, что мое знание о человеке — это мое знание о человеке, его знание — это его. Когда я пересекаюсь с коллегами, которые волею судеб гурствуют, учат, я всегда им говорю одно и тоже: «Только не забудь, что твои знания — это твои знания, и сколько бы ты не рассказывал, они не станут собственностью этих людей, они могут подтолкнуть или не подтолкнуть. Ты не заблуждайся, пытайся найти способ, чтобы у них появились свои знания о себе». Граница такая взаимопонимания, поэтому очень важно уметь воспринимать другого как другого, и тогда его видишь как отдельное от себя.
Самое интересное, что не все, далеко не все предназначено для понимания, то есть интерпретации. Есть масса вещей, масса знания, которая предназначена для переживания. Я искренне всегда говорю, что в музыке «DUO ZIKR», когда эта музыка свидетельская, гораздо больше знания, чем во всех моих книгах вместе взятых, но его можно извлечь только переживанием. Нас так не учили, что переживание — это тоже форма познания себя и мира. Но именно переживание соединяет количественную и качественную стороны сознания. А качественная сторона сознания, мы знаем, как минимум в 10 000 раз быстрее работает, в 10 000 раз больший объем информации может обрабатывать. Поэтому искусство переживания как формы познания — важная часть жизни Воина Духа. Чтобы не разносило, и чтоб все это выдерживать.
Вообще прекрасная такая профессия, не лучше и не хуже других. Мы с Андрюшей давно не виделись, сегодня встретились, я просто в восторге — за 8 лет создать уникальное совершенно хозяйство, производство, и это всеми признано сегодня, специалистами. Для меня экспертная оценка все равно важно. Всего за 8 лет, а начал ведь, чуть-чуть выше плинтуса. Понимаете, это реально, и все эти знания, которые Андрюша извлек из нашего взаимодействия, он применил для того, чтобы сделать это уникальное дело. Это важно. Отмахнуться от ZIKR можно: искусство, артисты, у вас талант, — а тут, извините, коровы, удой и качество кефира. Лучшие! Если бы оно столько прибыли еще приносило… Но будет, мы верим. Самое большое в мире наедине с вложенным туда.
Духовность — это не нечто находящееся за пределами нашей жизни, это мое убеждение. Духовность — это такое качество нашей жизни. Она ни где-то там, или там, она — здесь. Да бывает время, когда от всего этого отталкиваешься, чтобы как-то не сбило, не отвлекло, не соблазнило, но это временно. Без возвращения ты где-то там: «до свидания наш ласковый мишка…». Это прекрасное мужественное качество как любовь. Я всегда говорил, что любовь — это очень мужественно, снять дистанцию. Сколько нужно мужества, чтобы так жить, снять дистанцию с Духом, чтобы вы этим словом ни называли.
Я не могу агитировать, потому что это бессмысленно, но я могу рекомендовать: любите себя, интересуйтесь собой, своей субъективностью. Вас ждет масса прекрасных событий, открытий и возможностей. Вот спорят, до сих пор еще, мысль материальна или нематериальна. Мысль — не знаю, а человек, его тотальность как часть мира, а мир часть его, по определению, сущность — есть часть целого, и очень материальна.
А если какая-то специфика Воина Духа в Традиции Огненных?
Мы должны помнить в этом интересном разговоре, что Воин Духа – это образ, это попытка словами, художественным образом сказать о чем-то, и вся наша беседа — попытка расшифровать, о чем. Образ красивый, но Воин Духа — это не святой герой на коне с копьем.

Смотреть на другого человека как на деталь, и путь силы и насилия?
Если смотришь на другого, если ты умеешь манипулировать, если умеешь пользоваться другим человеком как деталью, ну это я понимаю путь силы?
Как изделием.
Как изделием. И где надо остановиться, чтобы увидеть за этой деталью сущность, и не перейти в насилие уже?
Я об этом рассказывал, что сущность — это сущность, а изделие — это изделие. Лучше самому научиться пользоваться той частью себя, которая изделие, стать продвинутым пользователем этого. Чем больше и качественнее вы пользуетесь, тем меньше этим пользуются другие.
Можно настолько хорошо пользоваться, что идти по головам. Использовать других как детали?
А, понял. Вот что вас пугает, ходить по головам, манипулировать другими. Вы пробовали? Вы попробуйте, это быстро надоест, потому что это очень тяжело. Когда оно происходит само собой, это кажется просто, а если поставить себе такую цель… Я общался много с черными, так называемыми, разной квалификации. Там у них начальная квалификация мелкий бес, в некоторых традициях называют так красиво. Ребята, ну такие неофиты, как и везде, что он мне мог впарить? Заваривал у меня на глазах из одной и той же пачки чая, и получался либо «говорунчик», либо «смехунчик», а сам все время выпрашивал меня: «Расскажи какую-нибудь технологию». Но я общался и с профессионалами высокого полета, они не считают, что это очень легко, если бы это было очень легко, уже тогда 80% населения работали бы на черненьких.
Субъективное — это такой дикий мустанг, что его объездить любым способом мы можем только через традиции. Вспомните во времена, когда изолировали детей, воспитывали по программе, чтобы все были одинаковые, не у одного деспота, имеющего неограниченные возможности, ни у одного не получилось. Я не говорю о лоботомии, я говорю о попытках вырастить одинаковых, ни у одного не получилось, а было возможностей, не в пример нашим. А вы говорите манипулировать другими, идти по головам. Это все художественные образы, а когда пытаетесь это превратить в реальность, ой как сложно. Вы придумаете еще двадцать образов, сказав, что это неблагородное занятие…
Вы сказали, что в мире было всего восемь дней мира, все время общество идет путем силы и насилия?
Общество идет путем силы воли, подчиняя себе природу, отвоевывая у нее территорию для создания социальной реальности, и если бы оно пошло другим путем, мы не знаем что было бы, если было бы. Оно пошло этим путем, в результате мы с вами сидим вот здесь, в комфортном помещении, с искусственным освещением, тепло, мухи не летают, с голоду не помираем, одеты прилично и можем поговорить об этом. А если бы мы были сейчас в джунглях, вышли бы из пещеры, а там бегают саблезубые тигры, а у нас из всего оружия дубина, вряд ли мы бы так сидели расслаблено и говорили.
Другой вопрос, что я практически не пользуюсь выражением «сила воли», потому что в свое время мой учитель мне так замечательно поставил вопрос, он сказал: «Любимой женщиной, которую ты хочешь, можно овладеть двумя способами: взять ее силой, или как-то добиться, чтобы она сама отдалась. Выбирай. Вот так и с реальностью. Выбирай». Я выбрал хлопотный путь, а другие выбрали этот, но оказалось, что он тоже хлопотный по последствиям.
Понимаете, в реальности нет ничего легкого и простого. Это все плюс-минус подкрепления. Реальное оно реально. Чтобы все жило, надо прилагать усилия, затрачивать ресурсы, тогда, может быть, будет тот результат, на который ты рассчитывал, а может быть, вмешаются какие-то третьи, четвертые, двадцать пятые силы. То есть это в поте лица своего добываем хлеб свой.
Я вспоминаю одну и ту же историю, которую мне рассказал человек, он участник этих событий: Был один чудак, который решил создать ковчег завета, фикса у него была. Он там изыскания делал, просил переводить ему с древнего языка, и наконец, сказал: «Друзья, все я знаю, я готов это сделать, но мне нужно 3 кило золота и 1,5 кило платины». Время СССР, а они — простые инженеры, и он говорит: «поскольку это невозможно, то доволен тем, что знаю». Друзья потихоньку от него, каждый инженер на своем производстве, там чуть-чуть, там чуть-чуть, и за 3 года собрали все и решили ему сделать подарок на день рождения. Наступил день рождения и один не выдержал, позвонил и имениннику и сказал: «Мы едем, и везем». Когда они приехали, его уже не было дома и больше они его никогда не видели. Он так испугался, что теперь надо делать, что нет оправдания. А вдруг не получится? Никто после этого с ним не общался, но они были в шоке, у них хватило силы намерения собирать по граммуличке, выносить по крупиночке, а он в решающий момент… Но мы так и живем, очень часто, вот уже все есть, валяй, и не «Ура!», а «ой».
Знаете, есть знаменитая формула: «в каждый момент времени у нас есть все, что нужно для данного момента времени». Ой. Лучше делать запасы. В общем, живите как хотите.