РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ-СПЕКТАКЛЬ «СВЕЧА»
«Свеча» так и не догорела. Какая-то она бесконечная. Как там героиня говорит: «Я буду жить вечно, а там, как пойдет». Вышло так, что на премьере экрана у меня было два, и догадалась я об этом только через несколько часов после фильма. Экран с фильмом наполнен звуками, чувствами, кадрами, откровениями, истериками, юмором и болью. Экран с залом – молчаливым свидетелем, который продержался, не вздохнул, не хихикнул, не промычал упоительно ни разу. Может, не смог.
А фильм… Это странно, потому что первые минуты не сулят, то есть вообще ничего. Ну женщина, ну молодая, ну красивая, о чем истерика не вполне ясно. А когда становится ясно, то повод, кажется хлипким. И смотреть бы на экран скептически, придираясь к слишком громкому звуку, слишком навязчивой музыке, к слишком… Но оглядываясь назад, ощущая послевкусие и послемыслие, постановляю: скепсис укатился тар-тарары. И замечательно, что недоумение от мечущегося алого халата в кадре на первых минутах изгнало любые попытки понять, что, ради всего святого, с тобой случилось, девушка?! Что ты?! Ибо видно, что. Стоит только признать себя, признаться себе, что да бывает, и смысл каждой фразы входит и хорошо, что кресло в зале низкое, а то вскочить бы и заметаться вместе с героиней.
Виктория Шуварикова играет так, что готова сойти с экрана и встать перед каждым зрителем живым зеркалом его внутренней жизни. И не только перед женщинами, мне кажется. На острой грани простейшей и банальной жизненной истории, гипертрофированного фарса поводов и выводов (благодаря автору пьесы А. Слапковскому), сюррелистичности и метафоричности декораций (художник М. Архангельская) и искренности переживаний в отточенной режиссерской канве (режиссер Игорь Калинаускас, режиссер-педагог Ева Весельницкая) родился спектакль. Ибо это фильм-спектакль – особый жанр, где единственный раз можно увидеть снова.
И возвращаясь к экрану. Стоит сдаться, признать происходящее, как сюжет обретает объем и краски. И да мне интересно, чем все закончится, и смешно местами, так что приходится хихикать тихо в кулак, и горько за себя, за нее: что ж ты дура-то такая?!
Час фильма, а женщина из юной сломанной куклы сама себя вытаскивает в безумно красивое и бессмертное существо. От вопросов, которые я, например, не смею озвучивать, ибо глупо: можно ли моргать, можно ли отвернуться, можно ли сделать что-то самой – она вырывается к непререкаемому: «Я умру только, когда захочу». Вы спрашивали, что такое внутренняя жизнь, вот она на экране. Вы сомневаетесь, что она имеет отношение к жизни повседневной – смотрите на «Свечу».
А в конце, я все-таки не выдерживаю и улыбаюсь. Потому что победа, наши победили (именно это детское чувство облегчения и восторга, и полноты), то есть жить будем! Будем жить вечно, пока захотим – я, она. То, что мне показали и то, что я увидела неоднозначно, интересно, захватывающе и… человечно. То есть внутри меня-зрителя есть ощущение: так бывает, девочка, мы-то знаем, давай попробуем выпутаться из этого живыми, сильными и с улыбкой, а там, как пойдет.
Огромное спасибо людям, создавшим это кино.
Елизавета Романцева
ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ С ПРЕМЬЕРЫ:
💗«Спасибо, очень вовремя! Очень все! Глубоко, про душу, про 3%, невероятно точно и остро. «Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца. Спасибо!!!»
Денис Васильев
💗«Фильм интересный, необычный… Лаконичная до предела форма, все выстроено на игре актрисы и она (игра) какая-то кристально чистая без лажи. Так поразительно увидеть то, о чем принято говорить сложно и с таинственным придыханием в житеймкой истории, где молодая женщина соображает, как жить-то дальше. Очень понравилось. Актриса играет, а режиссер «божественной» рукой сцепляет внутри и снаружи. За героиню переживаешь и не оторваться. Спасибо огромное создателям фильма-спектакля».
Елизавета Зверева
💗Первый просмотр в кинотеатре:
«Очень яркое впечатление.
Фильм абсолютно цельный, как вдох и выдох. Сильное напряжение в начале, через искренние чувства, настоящие слезы переходит в ощущение внутренней ясности и чувство полёта.
Великолепный вокал по замыслу режиссера сливает воедино все нити истории, эмоциональный фон замечательно подчёркнутый картинами, прекрасный монолог, пластику актрисы и даже свечу, которая воспринимается как ещё одна героиня истории. Фильм держит внимание от первой до последней минуты. Понравилось очень. До позднего вечера, фильм откликался образами и размышлениями о своем внутреннем диалоге, со своей свечой.
Огромная благодарность режиссеру и всем создателям за прекрасную работу и глубокое впечатление».
Второй просмотр на YouTube:
«Второй раз смотрю и опять не отрываясь, на одном дыхании. Фильм-медитация. Лабиринт. Дорога в себя. Зеркало. Узнаваемо очень многое, как будто с меня писали, удивительно и очевидно одновременно!! Очень постепенно как бы потихоньку наводя фокус, фильм приводит в состояние равновесия. Глубины. Тишины. Ясности. Это особенный фильм. Обязательно хочу его в свою фильмотеку. Огромная благодарность авторам и всем создателям! Это просто подарок!!»
Анна Дю
💗«Прекрасная работа. Рекомендую всем друзьям погрузиться и пережить. Мои переживания напомнили мне время (2003 год), когда я читала книгу Владимира Татаринцева «Близнец»… как из хаосы и тьмы небытия собирается человек…»
Светлана Начикетасса
💗 «Родилось то, что после фильма «Свеча». Огонь, что разрывает все и рвётся, жжется наружу. Границы, оценки, рамки, мысли, а кто-то что скажет, а что если, а что нет… а любовь, а любить себя, тогда и есть огонь, создавать-творить и действовать. Иначе враньё и предательство самого себя и кому тогда верить.
История главной героини, которая близка по сути, по глубине и у неё хватает смелости прожить и сделать- не сказать, забыть, а прожечь и жить, искать и любить. И любить себя, проявляя в жизни».
Мария Миклушевская
💗«Фильм путешествие в себя, к истоку жизни».
Алена Васильева