Отзывы о «Duo zikr»:

«Что это было такое — не вполне понятно. Был очевиден религиозный характер гудящих песнопений Силина, объявленных под названиями Храм и Медитация. Впрочем, одновременно присутствовало и земное начало, подтверждением тому стало первое отделение — Стихия огня. Казалось, что четыре частные вокальные импровизации, озаглавленные Битва, Жизнь, Очищение, Вознесение, объединяют духовное и физическое в одной продолжительной программе.

Как американский музыкальный критик, обладающий, по крайней мере, сносными знаниями во всех областях мировой и этнической музыки, включая русскую и восточноевропейскую, я различил все узнаваемые стили, которые, как мне казалось, проходят сквозь музыку «Zikr». Но тот факт, что я не смог с уверенностью сказать в каждый отдельный момент, что это за стили, делает еще большую честь этой оригинальной чистоте человеческого голоса без слов, которая свойственна «Zikr».

Больше всего это напоминает двух соревнующихся певцов в стиле scat. Scat — это вокальная джазовая техника, применяемая такими крупными джазовыми певцами, как Сара Вон, в этом стиле исполнители вместо песенного текста произносят набор произвольных, бессмысленных слогов. Но разница в том, что «Zikr» делает тоже самое мелодически. Если джазмены располагают, по крайней мере, песенным контекстом, в котором они импровизируют, то «Zikr» словно создает мелодию песни, которая рождается вместе со звуками голоса.

Но кроме динамичной импровизации, заставляющей слушателя испытывать уникальные переживания, открывается другая сторона «Zikr». Это ошеломляющее притяжение страсти в самих голосах и манере исполнения вокалистов.

Замечательно, что Ткаченко и Силин пели раздельно каждый в своем индивидуальном мире, и, в то-же время, вместе — как дуэт. Каждый из певцов двигался своим собственным путем, но при этом постоянно соприкасался с вокальной линией партнера: они сознательно опирались на высказывания друг друга, возникающие из некой сокровенной глубины, и продолжали их.

Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что было самым необычным в «Zikr»? — это отображение самых изначальных и в тоже время самых сложных человеческих взаимоотношений: — между мужчиной и женщиной как раздельных, но равных частей одного целого».

Джим Бессман, специальный корреспондент журнала Billboard, New York.

 

«Исполнительское мастерство DUO ZIKR можно с полным правом назвать уникальным. Эти блестящие исполнители удачно сочетают элементы свободы и строгой формы, встречающиеся во всех стилях, — от религиозных песнопений до современного фри-джаза, создавая богатое разнообразие вокальной выразительности и звуковых оттенков. Творческий результат «Зикр» можно назвать как угодно, несомненно одно: дуэт «Зикр» способен волновать, восхищать и завораживать слушателей».

Эндрю Стюарт, музыкальный критик, Лондон.

 

«Пение дуэта настолько неординарно, что не укладывается в рамки привычных европейских и даже восточных традиций. С подобным видом искусства слушатели еще не сталкивались. В концертной аудитории царит нечто, неосознаваемое сразу, но поглощающее целиком и безоговорочно. Исполнителям удается главное – увлечь зал, затронуть душу слушателя, покорить ее, быть может, довести до катарсиса, очистить огнем искусства, имеющего право заявить о себе на лучших сценах мира».

Тамара Сморякова, певица, педагог по вокалу Санкт-Петербургской Театральной Академии.

 

«Двое, мужчина и женщина, выйдут на сцену, сядут напротив друг друга, закроют глаза, и через какое-то мгновение начнется действо, которое только очень приблизительно можно назвать пением. Это будет музыка без слов, нот и мелодии, в которой смутно угадывается только одно – приобщенность к чему-то особенному. Это будет настолько необычно, что первое время неискушенному зрителю суждено пребывать в полнейшем недоумении. Недоумевая, он пытается вспомнить все, о чем ему когда-либо доводилось слышать: о горловом пении, шаманских заклинаниях и прочих атрибутах эзотерического искусства. И, тем не менее, это не будет ни тем, ни другим, ни чем-либо еще. Пожалуй, о таких вещах принято говорить, что это одновременно «и все и ничто»».

Наталья Бакланова, «Деловой мир», Москва.

 

«…Вокальный дуэт Игоря Силина и Ольги Ткаченко выглядел сгустком энергии высочайшего напряжения. Это было не пение. Каждый актер стал живым органом, в котором все струны души звучали на пределе. Дервишский зикр, лежащий в основе творчества Игоря Силина и Ольги Ткаченко, – это не один из жанров музыки, а ритуальное радение, самая настоящая молитва, обращенная к Богу с просьбой о любви. Разве можно быть зрителем или слушателем молитвы? К Duo Zikr можно приобщиться, либо участвуя в нем, либо созерцая его. Это и случилось в кирхе: священнодействие. Там исчезли со сцены актеры с собственными именами и судьбами, исчезла сама сцена и зрители, исчезли даже стены храма, остался лишь храм в душе и целый мир вокруг».

Андрей Кудряшов, Ташкент.

 

«Звучат голоса, вызывая волнение… Отзываясь тревогой, ожиданием, верой. Вглубь из глубины божественного, спонтанного пребывания в настоящем. Оттуда, возможно, где наше подлинное место, где нас почти не бывает и куда нас так трудно вернуть. Ольга и Игорь взяли на себя смелость доказать, что одним из самых совершенных музыкальных инструментов является голос. Их голоса, где бы ни звучали, пронизывают окружающее пространство, транслируют миру особое состояние вечности. Звуки плывут своим чередом, лишенные жесткой «дисциплины», полные искренности и необыкновенной чистоты. Не «с помощью», но «через». Соприкосновение с высшей действительностью, соединение с ней и преображение».

Жанна Дудинская, Израиль.

 

«Мужской и женский голоса взаимодействуют с непредсказуемой свободой без каких-либо мелодических и гармонических ограничений. Это голоса многоликой, быстротечной, вечной жизни, о которой мы знаем все и не знаем ничего. Плач. Крик. Стон. Вой. Гудение. Мольба. Молитва. Любовные мантры. Интриги страстей. Фрагменты напевов. Возникающих ниоткуда и в никуда уходящих. Полет звуков. Концентрация. Расширение. Пространство без времени. Время вне пространства. Слияние времени и пространства: Инь и Янь».
Джорж Левин, США.

 

«Без единого слова, без аккомпанемента звучат на сцене сильные, волшебные голоса, затрагивая самые чувствительные струны человеческой души. На едином дыхании зал внимает происходящему на сцене действу. Эти чарующие голоса, полные искренности и необыкновенной чистоты, пронизывают окружающее пространство, они способны довести слушателей до катарсиса, очистить огнем искусства… Дуэт Duo Zikr – это особый вид духовного искусства, который не вписывается ни в один из музыкальных жанров, а его неоспоримая ценность – в универсальности. Любой человек, независимо от его национальности или принадлежности к той или иной традиции, может почувствовать целый мир».

Татьяна Сонгайло, «Эхо Литвы».

 

«Музыка Duo Zikr – это поиск той самой первозданной мелодии, из которой появились потом все остальные. Каждый слышит в их песнях что-то свое: кто-то сакральные мотивы, кто-то авангард и современный джаз. Их голоса вибрируют, и в этой вибрации рождается пространство музыки. Им не нужны инструменты, потому что нет инструмента лучше, чем собственная душа. В их песнях живет дыхание, мысли и настроение каждого зрителя в зале».

Алексей Стригин, журналист, Санкт-Петербург.

 

«В начале хочется уйти. А потом понимаешь, начинаешь какое-то усилие над собой делать, тут же чувствуешь – надо остаться.
Люди приходят на концерт по разным поводам. Вот я пришла расширить свой культурный кругозор. Потому, что понятно: этот жанр у нас не осмыслен, его единицы используют. Это интересно, как феномен культуры. Но есть разные виды принятия. Как журналисты: не очень любишь оперу, но надо написать. А здесь не надо писать, но надо развиваться. А потом, когда понимаешь, в чем дело, ты чувствуешь, что тебя это все забирает, забирает, забирает. После концерта начинаешь думать: а почему? Я бы на концерт еще раз пошла. И на другую программу. Это явление – достаточно сложное. С ним надо знакомиться чаще, чем даже раз в год. Мне тут интересно все.
Они предложили академическую систему подачи. Там нет заискивания перед публикой, тут ничего лишнего нет. Это говорит об очень большой внутренней культуре. Они уверенны в том, что они делают. Манера абсолютно классическая. И для людей с культурным кодом это очень хорошо.
Они доверяют публике. И, как классики с таким материалом, они не могут позволить себе перед публикой каких-то расшаркиваний. Потому что это классика. Она видна сразу. Они спокойно дают возможность войти в тот мир, который создают. Тогда начинаешь думать, а что это за мир такой? Куда они нас так вводят деликатно и с такой отточенной академической культурой? Потому что там и костюмы и манера поведения все отточено, ничего лишнего. Куда же они нас ведут?
Это тот редкий случай материала, который обращен как раз к подсознанию. Подсознание настолько нами еще не изучено. Если академическое направление обращено к сознанию, то это обращено к подсознанию. Это то подсознание, которое пришло к нам неизвестно откуда. Ну, уж точно, не от обезьян, от которых мы произошли. Это данность, что-то совершенно уникальное, чего мы до сих пор не можем оценить. Фантастика.
Они предлагают услышать внутренний мир даже не людей. Я бы даже сказала – человека, как существа. Мантры – это для распевки, то, что они копировали в Тибете. А дальше идет Нежность, Искушение, Шаманские танцы, это экзотика, это прикладная музыка. А Женщина-воин, Глубина, Храм – это же образы!
Их принимали прекрасно. Они в такой обобщенной форме, взяв за основу обряды, это невербальное, это праискусство, создали концертно-законченную форму, образную форму. Там, в зале, напрасно кто-то кричал браво. Они в этом не нуждаются. Зал их великолепно воспринял. Их нельзя не воспринимать. Это такая экзотика для нас. Так в это верится, что чувствуешь для себя возможным пойти за ними. Я очень многое как человек получила, потому что где это еще услышишь…
Они другие. Люди с очень прогрессивным мышлением, с большой культурой. Мы никак не можем привыкнуть, что наша жизнь – это миг в космосе, что до нас столько мигов таких уже было. Вот это есть, они это уловили. Это такое человеческое искусство, образное, обобщающее. И они доказали, что у него есть право на концертное существование. Они это сделали в наилучшей форме, которую только можно представить. Никаких переигрываний, никаких шоу. На них приятно смотреть. Они очень хорошо делают эту работу. Это загадка, которую не надо разгадывать, ее надо принять и быть благодарным, чтобы сохранить. Это все должно войти в культурный мир современного человека.
Это искусство по своей природе рассчитано на очень тесное общение людей друг с другом: исполнителей и людей». 

Людмила Корж, музыкальный критик, Пермь.

 

«Не каждому, даже самому блестящему артисту, выпадает шанс открыть в искусстве что-то новое. Но факт остается фактом: DUO ZIKR первичен и неповторим. Некоторые специалисты утверждают, что это новый вид искусства и называют его симфоническим пением…»

Михаил Садчиков, журналист, музыкальный критик, «Смена».