Отзывы о «Duo zikr»:

«Что это было такое — не вполне понятно. Был очевиден религиозный характер гудящих песнопений Силина, объявленных под названиями Храм и Медитация. Впрочем, одновременно присутствовало и земное начало, подтверждением тому стало первое отделение — Стихия огня. Казалось, что четыре частные вокальные импровизации, озаглавленные Битва, Жизнь, Очищение, Вознесение, объединяют духовное и физическое в одной продолжительной программе.

Как американский музыкальный критик, обладающий, по крайней мере, сносными знаниями во всех областях мировой и этнической музыки, включая русскую и восточноевропейскую, я различил все узнаваемые стили, которые, как мне казалось, проходят сквозь музыку «Zikr». Но тот факт, что я не смог с уверенностью сказать в каждый отдельный момент, что это за стили, делает еще большую честь этой оригинальной чистоте человеческого голоса без слов, которая свойственна «Zikr».

Больше всего это напоминает двух соревнующихся певцов в стиле scat. Scat — это вокальная джазовая техника, применяемая такими крупными джазовыми певцами, как Сара Вон, в этом стиле исполнители вместо песенного текста произносят набор произвольных, бессмысленных слогов. Но разница в том, что «Zikr» делает тоже самое мелодически. Если джазмены располагают, по крайней мере, песенным контекстом, в котором они импровизируют, то «Zikr» словно создает мелодию песни, которая рождается вместе со звуками голоса.

Но кроме динамичной импровизации, заставляющей слушателя испытывать уникальные переживания, открывается другая сторона «Zikr». Это ошеломляющее притяжение страсти в самих голосах и манере исполнения вокалистов.

Замечательно, что Ткаченко и Силин пели раздельно каждый в своем индивидуальном мире, и, в то-же время, вместе — как дуэт. Каждый из певцов двигался своим собственным путем, но при этом постоянно соприкасался с вокальной линией партнера: они сознательно опирались на высказывания друг друга, возникающие из некой сокровенной глубины, и продолжали их.

Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что было самым необычным в «Zikr»? — это отображение самых изначальных и в тоже время самых сложных человеческих взаимоотношений: — между мужчиной и женщиной как раздельных, но равных частей одного целого».

Джим Бессман, специальный корреспондент журнала Billboard, New York.

 

«Исполнительское мастерство DUO ZIKR можно с полным правом назвать уникальным. Эти блестящие исполнители удачно сочетают элементы свободы и строгой формы, встречающиеся во всех стилях, — от религиозных песнопений до современного фри-джаза, создавая богатое разнообразие вокальной выразительности и звуковых оттенков. Творческий результат «Зикр» можно называть как угодно, несомненно одно: дуэт «Зикр» способен волновать, восхищать и завораживать слушателей.
… Duo Zikr обязан своим характерным музыкальным стилем исследованиям Игоря Силина, высокопрофессионального русского артиста и режиссера, обладающего удивительно гибким голосом. Его интерес к различным вокальным стилям повлек за собой эксперименты с новыми методами использования голоса.
Вокальный диапазон Силина и Ткаченко невероятен: он превышает четыре октавы и простирается от еле слышного шепота до пронзительного крика…».

Эндрю Стюарт, музыкальный критик, Лондон.

 

«Пение дуэта настолько неординарно, что не укладывается в рамки привычных европейских и даже восточных традиций. С подобным видом искусства слушатели еще не сталкивались. В концертной аудитории царит нечто, неосознаваемое сразу, но поглощающее целиком и безоговорочно. Исполнителям удается главное – увлечь зал, затронуть душу слушателя, покорить ее, быть может, довести до катарсиса, очистить огнем искусства, имеющего право заявить о себе на лучших сценах мира».

Тамара Сморякова, певица, педагог по вокалу Санкт-Петербургской Театральной Академии.

 

«Двое, мужчина и женщина, выйдут на сцену, сядут напротив друг друга, закроют глаза, и через какое-то мгновение начнется действо, которое только очень приблизительно можно назвать пением. Это будет музыка без слов, нот и мелодии, в которой смутно угадывается только одно – приобщенность к чему-то особенному. Это будет настолько необычно, что первое время неискушенному зрителю суждено пребывать в полнейшем недоумении. Недоумевая, он пытается вспомнить все, о чем ему когда-либо доводилось слышать: о горловом пении, шаманских заклинаниях и прочих атрибутах эзотерического искусства. И, тем не менее, это не будет ни тем, ни другим, ни чем-либо еще. Пожалуй, о таких вещах принято говорить, что это одновременно «и все и ничто»».

Наталья Бакланова, «Деловой мир», Москва.

 

«…Вокальный дуэт Игоря Силина и Ольги Ткаченко выглядел сгустком энергии высочайшего напряжения. Это было не пение. Каждый актер стал живым органом, в котором все струны души звучали на пределе. Дервишский зикр, лежащий в основе творчества Игоря Силина и Ольги Ткаченко, – это не один из жанров музыки, а ритуальное радение, самая настоящая молитва, обращенная к Богу с просьбой о любви. Разве можно быть зрителем или слушателем молитвы? К Duo Zikr можно приобщиться, либо участвуя в нем, либо созерцая его. Это и случилось в кирхе: священнодействие. Там исчезли со сцены актеры с собственными именами и судьбами, исчезла сама сцена и зрители, исчезли даже стены храма, остался лишь храм в душе и целый мир вокруг».

Андрей Кудряшов, Ташкент.

 

«Звучат голоса, вызывая волнение… Отзываясь тревогой, ожиданием, верой. Вглубь из глубины божественного, спонтанного пребывания в настоящем. Оттуда, возможно, где наше подлинное место, где нас почти не бывает и куда нас так трудно вернуть. Ольга и Игорь взяли на себя смелость доказать, что одним из самых совершенных музыкальных инструментов является голос. Их голоса, где бы ни звучали, пронизывают окружающее пространство, транслируют миру особое состояние вечности. Звуки плывут своим чередом, лишенные жесткой «дисциплины», полные искренности и необыкновенной чистоты. Не «с помощью», но «через». Соприкосновение с высшей действительностью, соединение с ней и преображение».

Жанна Дудинская, Израиль.

 

«Мужской и женский голоса взаимодействуют с непредсказуемой свободой без каких-либо мелодических и гармонических ограничений. Это голоса многоликой, быстротечной, вечной жизни, о которой мы знаем все и не знаем ничего. Плач. Крик. Стон. Вой. Гудение. Мольба. Молитва. Любовные мантры. Интриги страстей. Фрагменты напевов. Возникающих ниоткуда и в никуда уходящих. Полет звуков. Концентрация. Расширение. Пространство без времени. Время вне пространства. Слияние времени и пространства: Инь и Янь».
Джорж Левин, США.

 

«Без единого слова, без аккомпанемента звучат на сцене сильные, волшебные голоса, затрагивая самые чувствительные струны человеческой души. На едином дыхании зал внимает происходящему на сцене действу. Эти чарующие голоса, полные искренности и необыкновенной чистоты, пронизывают окружающее пространство, они способны довести слушателей до катарсиса, очистить огнем искусства… Дуэт Duo Zikr – это особый вид духовного искусства, который не вписывается ни в один из музыкальных жанров, а его неоспоримая ценность – в универсальности. Любой человек, независимо от его национальности или принадлежности к той или иной традиции, может почувствовать целый мир».

Татьяна Сонгайло, «Эхо Литвы».

 

«Музыка Duo Zikr – это поиск той самой первозданной мелодии, из которой появились потом все остальные. Каждый слышит в их песнях что-то свое: кто-то сакральные мотивы, кто-то авангард и современный джаз. Их голоса вибрируют, и в этой вибрации рождается пространство музыки. Им не нужны инструменты, потому что нет инструмента лучше, чем собственная душа. В их песнях живет дыхание, мысли и настроение каждого зрителя в зале».

Алексей Стригин, журналист, Санкт-Петербург.

 

«В начале хочется уйти. А потом понимаешь, начинаешь какое-то усилие над собой делать, тут же чувствуешь – надо остаться.
Люди приходят на концерт по разным поводам. Вот я пришла расширить свой культурный кругозор. Потому, что понятно: этот жанр у нас не осмыслен, его единицы используют. Это интересно, как феномен культуры. Но есть разные виды принятия. Как журналисты: не очень любишь оперу, но надо написать. А здесь не надо писать, но надо развиваться. А потом, когда понимаешь, в чем дело, ты чувствуешь, что тебя это все забирает, забирает, забирает. После концерта начинаешь думать: а почему? Я бы на концерт еще раз пошла. И на другую программу. Это явление – достаточно сложное. С ним надо знакомиться чаще, чем даже раз в год. Мне тут интересно все.
Они предложили академическую систему подачи. Там нет заискивания перед публикой, тут ничего лишнего нет. Это говорит об очень большой внутренней культуре. Они уверенны в том, что они делают. Манера абсолютно классическая. И для людей с культурным кодом это очень хорошо.
Они доверяют публике. И, как классики с таким материалом, они не могут позволить себе перед публикой каких-то расшаркиваний. Потому что это классика. Она видна сразу. Они спокойно дают возможность войти в тот мир, который создают. Тогда начинаешь думать, а что это за мир такой? Куда они нас так вводят деликатно и с такой отточенной академической культурой? Потому что там и костюмы и манера поведения все отточено, ничего лишнего. Куда же они нас ведут?
Это тот редкий случай материала, который обращен как раз к подсознанию. Подсознание настолько нами еще не изучено. Если академическое направление обращено к сознанию, то это обращено к подсознанию. Это то подсознание, которое пришло к нам неизвестно откуда. Ну, уж точно, не от обезьян, от которых мы произошли. Это данность, что-то совершенно уникальное, чего мы до сих пор не можем оценить. Фантастика.
Они предлагают услышать внутренний мир даже не людей. Я бы даже сказала – человека, как существа. Мантры – это для распевки, то, что они копировали в Тибете. А дальше идет Нежность, Искушение, Шаманские танцы, это экзотика, это прикладная музыка. А Женщина-воин, Глубина, Храм – это же образы!
Их принимали прекрасно. Они в такой обобщенной форме, взяв за основу обряды, это невербальное, это праискусство, создали концертно-законченную форму, образную форму. Там, в зале, напрасно кто-то кричал браво. Они в этом не нуждаются. Зал их великолепно воспринял. Их нельзя не воспринимать. Это такая экзотика для нас. Так в это верится, что чувствуешь для себя возможным пойти за ними. Я очень многое как человек получила, потому что где это еще услышишь…
Они другие. Люди с очень прогрессивным мышлением, с большой культурой. Мы никак не можем привыкнуть, что наша жизнь – это миг в космосе, что до нас столько мигов таких уже было. Вот это есть, они это уловили. Это такое человеческое искусство, образное, обобщающее. И они доказали, что у него есть право на концертное существование. Они это сделали в наилучшей форме, которую только можно представить. Никаких переигрываний, никаких шоу. На них приятно смотреть. Они очень хорошо делают эту работу. Это загадка, которую не надо разгадывать, ее надо принять и быть благодарным, чтобы сохранить. Это все должно войти в культурный мир современного человека.
Это искусство по своей природе рассчитано на очень тесное общение людей друг с другом: исполнителей и людей». 

Людмила Корж, музыкальный критик, Пермь.

 

«Дуэту Игоря силина и Ольги Ткаченко невозможно дать точное определение с точки зрения традиционных музыкальных жанров. Слушать надо не слова – их просто нет. нет в сопровождении певцов и ни одного музыкального инструмента.
Идея создания такого проекта бередила душу и будоражила фантазию Игоря Калинаускаса, когда он еще учился в Щукинском театральном училище. Зачем человеку, чтобы создавать музыку, необходимы какие-то инструменты, если сам человек, его голос являются совершенно уникальными и столь мало раскрытыми инструментами? Игорь чувствовал, что он сам может звучать как орган, с тем же диапазоном, с теми же красками.
Не каждому, даже самому блестящему артисту, выпадает шанс открыть в искусстве что-то новое. Но факт остается фактом: DUO ZIKR первичен и неповторим. Некоторые специалисты утверждают, что это новый вид искусства и называют его симфоническим пением…»

Михаил Садчиков, журналист, музыкальный критик, «Смена».

 

«Мой интерес к дуэту Зикр основан на их работе с тональными оттенками, и, что не менее важно, на ощущении их целостности с миром, со Вселенной посредством звука. Их вокальная техника – результат синтеза множества традиций пения, и в то же время, не воспроизводит ни одну из них. Это напоминает тибетские и суфийские мантры, монгольскую диафония и тувинское горловое пение, и даже европейскую традицию средневековой оды (погребальной песни), а также классическую оперу. Их голоса способны, с замечательной оригинальностью, воспроизводить все то, что можно спеть, выдохнуть и выкрикнуть.
Естественно, для осуществления любой совместной импровизации, необходимо одно существенное качество у всех исполнителей, – чувство единого музыкального пространства, внутри которого осуществляется взаимодействие между всегда столь разными партнерами. Однако, эту интуитивную музыку от джазовой импровизации отличает не только разница в музыкальном языке, но и распределение ролей между музыкантами. Так же, как в древней архаической музыке, здесь нет заранее установленной темы, предложенной ведущим солистом, вокруг которой импровезируют остальные. Взаимодействие музыкантов, скорее, можно было бы назвать гетерофонным: каждый из них плетет свою собственную тембро-ритмомелодическую нить, пересекающуюся с линиями других инструментов и участвует, таким образом, в создании целого. Когда я слушал эту запись, я не мог себе представить, что это импровизация. Скорее, я мог предположить, что это плод многомесячной работы одного композитора. В этой спонтанности я услышал настоящую магию творчества».

Симон Бокуовис

 

«Гармоничное, медитативное пение и в то же время разнообразие манер звучания, безграничный диапазон голосов. В песне слышатся журчание ручья, грохот грома, голос человека, неотделимого от мира природы, порою оказывающегося в конфликте с ней. Тревожно, но и радостно звучит гимн человека жизни…»

М. Побединский, журнал «Санкт-Петербургская панорама»

 

«Горестный опыт души, знание трагичности, энергия и величие, сохранение духовной честности и чистоты – все эти пласты дуэт накладывает на слушателя, оголяет кожные покровы, чтобы побороть упрямство, горькую тяжестьпечали, снова влить в ранимую и оробевшую душу целительный бальзам  гармонии… Своды залараздались, делая его широким и большим, как мир. Изменившиеся, просветленные лица, у многих на глазах слезы. Говорить ни с кем не хочется. Хочется как можно дольше сохранить, не расплескать приобретенное состояние – постижения и преображения. Ведь оно рождалось в те минуты, когда встречались и скрещивались голоса этого дуэта, когда сердца начинали вздрагивать не то от боли, не то от счастья…»

Е. Бразаускас, газета Lietuvos ritas, Вильнюс

 

«Zikr предельно абстрагирован от привычных реалий, тотально мифологизирован…Плач, стон, фрагменты напевов, возникающих ниоткуда и в никуда уходящих, всплески эмоций, не имеющих определения, пространство без времени, инь и ян. Перед нами тот самый случай, когда привычные характеристики ни о чем не говорят.»

А. Гуницкий, «Вечерний Петербург»

 

«Голоса становились все сильнее и, превозмогая неверие, усмешку, начинали очищать нас от повседневных стрессов и обид, от мелочного эгоизма и зацикленности. Внутри все замерло. Вокруг бушевали потоки энергии, и вдруг каждая клеточка откликнулась на звуки голосов. Внутри зазвучала своя мелодия. И последняя часть вокальной симфонии «Стихия огня» – «Вознесение» стала действительным вознесением очищенной души, что-то светлое, нежное вытекало ввысь и звало меня за собой. Отзвучала музыка, но это волшебство осталось со мной»

Т. Алексеева, «Голос Украины», Киев

 

«От пения Силина и Ткаченко возникают ассоциации, идущие от первобытности, когда не было определенного звучания голоса, когда не было какой-то определенной гаммы, когда голос повторял шум воды, листвы, раскаты грома…»

Вячеслав Зайцев, кутюрье, Москва

 

«Необычная, эзотерическая музыка Duo Zikr находится за пределами сравнений и аналогий, нет критериев того, что делают Ольга и Игорь. Да, разумеется, это вокал. Но и не только. Очень сложно использовать привычные термины, когда звучит магическая мистерия двух голосов, свободных от каких-либо жанровых стереотипов. Самобытное творчество дуэта основано прежде всего на духовном делании: чтобы научиться создавать ауру свободного голоса, надо очень много задавать вопросов богу, а потом уж пробовать искать эквивалент на языке искусства; именно этим путем и идет артисты.»

Анатолий Гуницкий, драматург, журналист, поэт и писатель, один из основателей рок-группы «Аквариум»

 

«ТАЛАНТЫ ВНЕ ФОРМАТА
Наверное, те, кто давно и с интересом следят за творчеством необыкновенного дуэта – Duo Zikr, уже не раз слышали историю о том, как все это началось,  – однажды на репетиции спектакля, следуя указаниям режиссера, актриса запела.  Я полагаю, что такая ситуация случалась со многими актерами на многих репетициях, но когда такая обыденная ситуация случается с людьми необычными, способными видеть то, чего еще никто не видит, и верить в то, во что никто кроме них верить не желает, происходит то, что произошло, – неожиданная вокальная импровизация Ольги Ткаченко на репетиции у режиссера Игоря Калинаускаса послужила импульсом для рождения нового искусства. Так это и случилось. Режиссер6 опытный театральный педагог и немножко волшебник, Игорь Калинаускас увидел, поющая душа Ольги Ткаченко отозвалась и поверила. История Duo Zikr началась. Правда, тогда они сами еще не знали, что из этого получится.
У всех на слуху и стали практически проходной фразой и приговором слова поэта: «Как сердцу выразить себя? Другому как понять тебя?». Так вот эти два дерзких человека задались целью ответить на этот почти риторический вопрос практически. Сложность поставленной задачи потребовала высочайшего профессионализма, и они работали – совершенствовали технику вокала с помощью профессиональных педагогов, изучали изысканные, неординарные и редкие вокальные техники, существующие с древних времен, и постигали никому не известное искусство чувствовать и переживать вместе и выражать свои переживания в свободной музыкальной импровизации.
И мир отозвался. И чудо состоялось. С того первого концерта в смольном соборе прошло уже много лет, но иногда в порыве здравомыслия и сами артисты, и их друзья и почитатели растерянно повторяют – не знаем, как это получилось. А получилось с первого раза то, что потом стало визитной карточкой дуэта, – аншлаг в Смольном, аншлаг в огромном зале на самом первом в жизни дуэта концерте, где звучала музыка, которой никогда до них не было и никогда больше не будет. Это не пафосная красивость – это факт. Свободные, никогда не повторяющиеся и не могущие повториться импровизации, разве что в их свободном полете зафиксирует звукозаписывающая аппаратура.
Красива история Duo Zikr – талантливы, успешны, единственные вт своем роде. Кто не мечтал о таком – сделать нечто, чего до тебя не делал никто. Правда,  одна проблема сопутствует и никак не решится за все годы их творчества. Новое искусство, уникальный дуэт, успех  у слушателей и … «извините, вы прекрасно поете, мы  в восхищении, но это не наш формат». Эту повторяющуюся почти дословно фразу вот уже столько лет слышат музыканты от организаторов многих фестивалей и дистрибьюторов. «Прекрасно, вы уникальны, но вы вне формата». Так вот, если уникальность и талант – это объект восхищения и уважения, и обязательное условие творчества, то, может быть, настанет день, когда те, кто заняты «серьезным» делом – организуют и торгуют, – все-таки рискнут расширить формат?
Так поют они уже много лет, не беспокоясь о правилах и форматах, каждым концертом подтверждая, что переживание мира и человека, прошедшие через душу и оформленное в изысканные и разнообразные музыкальные формы, действительно находит отклик в душах слушателей и рождает глубокое понимание и сопереживание в людях самых разных стран, континентов и мировоззрений. И ободряющая фраза конферансье перед началом концерта: «Господа артисты, в зале аншлаг» стала для них почти привычной, но никогда не перестанет быть волнующей».

Ева Весельницкая, писатель, психолог-практик