Слово критика

Зикр как часть культуры.
Слово критика.

В начале хочется уйти. А потом понимаешь, начинаешь какое-то усилие над собой делать, тут же чувствуешь – надо остаться.
Люди приходят на концерт по разным поводам. Вот я пришла расширить свой культурный кругозор. Потому, что понятно: этот жанр у нас не осмыслен, его единицы используют. Это интересно, как феномен культуры.
Но есть разные виды принятия. Как журналисты: не очень любишь оперу, но надо написать. А здесь не надо писать, но надо развиваться. А потом, когда понимаешь, в чем дело, ты чувствуешь, что тебя это все забирает, забирает, забирает. После концерта начинаешь думать: а почему? Я бы на концерт еще раз пошла. И на другую программу. Это явление – достаточно сложное. С ним надо знакомиться чаще, чем даже раз в год. Мне тут интересно все. От булавки на галстуке. Какие штиблеты. Не только одежда, но как он себя чувствует, человек, в этой одежде, то есть это есть театр. И он несет свои наборы кодов. Культурных кодов. Если у человека большой существует опыт, он сам занимался музыкой, он эти коды воспринимает не отдельно сами по себе, а как единое целое. Одно пространство музыки. Эти звуки фокусируются в какой-то степени еще дальше. Вот это есть театр.
Они предложили академическую систему подачи. Там нет заискивания перед публикой, тут ничего лишнего нет. Это говорит об очень большой внутренней культуре. Они уверенны в том, что они делают. Манера абсолютно классическая. И для людей с культурным кодом это очень хорошо.
Они доверяют публике. И, как классики с таким материалом, они не могут позволить себе перед публикой каких-то расшаркиваний. Потому что это классика. Она видна сразу. Они спокойно дают возможность войти в тот мир, который создают. Тогда начинаешь думать, а что это за мир такой? Куда они нас так вводят деликатно и с такой отточенной академической культурой? Потому что там и костюмы и манера поведения все отточено, ничего лишнего. Куда же они нас ведут? Вот то, куда они нас ведут, вначале отторгает, потому то мы привыкли иметь дело с вербальной культурой, с тем, что через слово дается, с какими-то музыкальными и драматическими правилами. А тут бессловесное что-то. Тогда начинаешь понимать, что все, что они делают… Надо просто отключить сознание и надо им довериться, довериться интуитивно, потому то это огромная культура. Чтобы это действовало на подсознание, оно все усвоит. Это тот редкий случай материала, который обращен как раз к подсознанию. Подсознание настолько нами еще не изучено. Если академическое направление обращено к сознанию, то это обращено к подсознанию. Это то подсознание, которое пришло к нам неизвестно откуда. Ну, уж точно, не от обезьян, от которых мы произошли. Это данность, что-то совершенно уникальное, чего мы до сих пор не можем оценить. Фантастика.
Мы привыкли, что у нас в голове что-то есть, а мы это очень плохо знаем. А они нам об этом и говорят. Это музыка подсознания. Я бы так это назвала. Именно музыка. Это все обращено к космосу, о космической природе, это все природа. Природа в нас, то, что мы все наследовали… Ведь мы все до сих пор в страхе.
У нас всех, не только на физиологическом уровне, но и на уровне потребностей много одинакового, и душевные потребности, и духовные. Человек – это вид, что-то всех объединяет. И вот эти страхи, общие душевные переживания, эти сердечные муки, это биение сердца – как они передали!
Они предлагают услышать внутренний мир даже не людей. Я бы даже сказала – человека, как существа. Мантры – это для распевки, то, что они копировали в Тибете. А дальше идет Нежность, Искушение, Шаманские танцы, это экзотика, это прикладная музыка. А Женщина-воин, Глубина, Храм – это же образы!
Они создали образы, которые у нас, у каждого есть в подсознании. Только назови эти образы, и сразу же каждый что-то себе представляет. Оказывается, мы представляем одно, многие. Они дарят нам вот этот образ, мы его воспринимаем.
Их принимали прекрасно.
Они в такой обобщенной форме, взяв за основу обряды, это невербальное, это праискусство, создали концертно-законченную форму, образную форму. Они этим самым помогают людям друг друга почувствовать.
Мы все такие разные, разные индивидуалисты, а они вдруг начинают говорить, что у всех есть общее. У всех есть одно общее. И вот это общее они и назвали Сердце, Женщина-воин, Глубина, Храм, вот эти Искушение, Нежность. Они это дают через невербальное искусство. Вытаскивают образы, какие-то первородные даже ощущения, которые нам на генном уровне передались. Они помогают объединению людей, вот что они делают.
Там, в зале, напрасно кто-то кричал браво. Они в этом не нуждаются. Зал их великолепно воспринял. Их нельзя не воспринимать. Это такая экзотика для нас. Так в это верится, что чувствуешь для себя возможным пойти за ними. Я очень многое как человек получила, потому что где это еще услышишь…
Их записывали в Париже… В Париже записывают не каждого. И принимают не каждого. Париж – образец не-масскультуры.
Они пока еще одни, нет школы еще, может быть, когда-нибудь будет школа. Ехать в Тибет, что-то там изучать… Короче, много работы, адский труд. Это все должно объективно когда-то музыкально оформиться. Люди с очень прогрессивным мышлением, с большой культурой. Надеюсь, что они создадут систему, и ученики появятся. Но это очень сложно. Они пока еще только вписывают всю историю подсознания в современную культуру. 400 человек – это капля в море, чтобы раскачать обывательское сознание. В том-то и дело, что все это надо принять. Это такой пласт, он обращен на другие точки нот.
Они другие.
Мы никак не можем привыкнуть, что наша жизнь – это миг в космосе, что до нас столько мигов таких уже было. А действительность – это вся природа, она не осмысленная. Вот это есть, они это уловили. Это такое человеческое искусство, образное, обобщающее. И они доказали, что у него есть право на концертное существование. Они это сделали в наилучшей форме, которую только можно представить. Никаких переигрываний, никаких шоу. На них приятно смотреть. Они очень хорошо делают эту работу. Это загадка, которую не надо разгадывать, ее надо принять и быть благодарным, чтобы сохранить. Это все должно войти в культурный мир современного человека.
Это искусство по своей природе рассчитано на очень тесное общение людей друг с другом: исполнителей и людей. Все эти виды искусства предполагают общение очень тесное, круг должен быть.

Корж Людмила Михайловна,

Музыкальный критик, г. Пермь
Организатор ежегодного фестиваля молодых исполнителей «Пермский меломан»