Реплика на тему : как жить в эпоху перемен

И вспоминаю очень значимую для меня притчу: можно прожить рядом с Буддой тысячу лет, выполнять все его указания… и ничего не произойдет.

Мне очень нравятся высказывания о том, что дело не в учителях, а в учениках. Есть прекрасная поэтическая формула: пока на берегу Ганга в ожидании учителя сидит мальчик, мир может быть спокоен. А Иисус говорил: жатва обильна — работников мало. Но двенадцать он набрал. А ходили за ним толпы. И то они стали работниками только тогда, когда его не стало. Как Ананда, который просветлел только тогда, когда Будда ушел.

И в тоже время, хочется как-то поделиться с вами этим ключом. Потому что смысл, как источник силы, энергии, содержательности, полноты бытия — это ключ.

Во всяком случае, вся моя жизнедеятельность последние тридцать лет вся на этом держится, а последние десять лет только на этом. Мой смысл состоит в том, чтобы как-то этим реально поделиться. Не только поговорить, но сделать так, чтобы хоть кто-то в эту сторону попробовал пойти.

 

Мы живем в эпоху перемен. Перемены не только на Украине. Перемены во всем мире. Я считаю, что это кризис системы управления. Другие думают иначе, но это не важно, важно, что все признают — настала эпоха перемен. И как всегда в такие времена отдельный человек как бы мало что значит. Собственно говоря, в этом и есть сложность жизни в эпоху перемен. Твоя персональная ценность нивелируется. И вообще гуманитарные ценности, связанные с человеком как мерой вещей отодвигаются под напором социальных катаклизмов.

Пирамида, которую человечество породило, как систему управления где-то шесть-восемь тысяч лет назад, это, конечно, огромное происшествие в истории. Появился социум, появились государства, социальные конвенции, системы управления, построенные на этом принципе. В конце концов, иерархия вошла в массовое сознание людей, ведь изначально у нас в голове только две базовые структуры: пирамида и естественная система координат (справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу).

Вся эта машина, все эти социальные игры, рассчитаны на то, чтобы управлять общежитием. И они были достаточно эффективны на протяжении прошедших тысячелетий. Но, начиная с двадцатых годов прошлого века, случилось много структурно изменяющих событий. Мир начал стремительно индивидуализироваться. И в общественной жизни, и в индивидуальной жизни людей субъективное стало доминировать над объективным. Индивидуализм стал доминировать над коллективизмом. Естественно, в ответ на это, системы управления, спасая общежитие, становились все жестче, все глобальнее, используя для своего выживания все достижения прогресса. И в тоже время увеличилось количество социальных катастроф: войны, революции.

 

Мы свидетели глобального процесса изменений. Человечество имеет опыт управления общежитием и знает, как это делать, но не знает и не имеет опыта управления индивидуумами, то есть одиночками. Я помню, как начали появляться один за другим голливудские фильмы, где одиночка оказывается сильнее государства. Поймать банду легче, чем поймать одиночку. И этого все больше: хакеры, например… Один талантливый хакер может такого натворить. Ответ на знаменитый вопрос о роли личности в истории стал видоизменяться.

И что же нам делать в эпоху перемен? Как спасти свою персональность? Свое собственное. Абсолютного ответа на этот вопрос я, естественно, не знаю. Но знаю общее направление поиска. Это необходимость задействовать те внутренние персональные ресурсы, которые человеки в своей массе не использовали и не используют.

Мы привыкли, что речь об этих ресурсах связана с таким довольно абстрактным понятием, как духовность. Почему абстрактным? Потому что идеальные потребности, они же духовные потребности для большинства людей — абстракция. Некоторые, присоединяя себя смыслово к такому целому, как Духовное сообщество, попадают в вилку, в еще больший разрыв, продолжая жить также как до этого.

Проблема ведь не в том духовный ты или не духовный. Проблема в том, как ты живешь. Чем ты пользуешься? И вот лично для себя я уверен, что время, в котором мы живем, ставит нас перед необходимостью задействовать те внутренние ресурсы, которые мы не использовали. На этот случай есть хорошее выражение: «Увеличивайте свою необходимость». Чтобы знания, которые вы получаете из духовных источников, были вам действительно нужны. В этом возможный ответ на вопрос, как же жить в эпоху перемен, как жить в эпоху глобального кризиса человечества, когда универсальная система управления, которой пользовалось человечество в течение тысячелетий, перестает срабатывать.

Общежитие разбегается. Естественно в ответ, система управления, не имея ничего нового, становится все жестче, пытаясь силком снова загнать человечество в общежитие. Сколько это будет продолжаться, и найдется ли такой гений, который породит принципиально новую систему управления, неизвестно. Но для того, чтобы персональный смысл нашего пребывания в мире не исчез в этом всем, необходимо задействовать внутренние ресурсы. Чтобы, наконец, произошла та внутренняя революция, о которой говорили и которую предрекали многие духовные лидеры человечества. И может это поспособствует рождению принципиально новой системы управления.

Как говорил Вольтер устами Кандида: «Давайте возделывать свои сады». Давайте этим и займемся, займемся своей субъективностью. Давайте наведем там порядок, давайте сделаем так, чтобы там все работало. Потому что снаружи, как ни крутись, как ни вертись, где-нибудь да достает. А внутренний ресурс у нас колоссальный. Если нам удастся преодолеть жесткие установки, внедренные в нас в процессе социализации, в процессе социального суггестирования, в процессе социального давления, мы не станем антисоциальными, это абсурд. Человек для человека все равно сверхценность. Да и не нужно никому отказываться от социума. Но мы станем персональнее. Не за счет самоутверждения, не за счет других, а мы сможем заняться больше самовыражением, самореализацией. И может некоторые из нас додумаются, наконец, как преодолеть этот кризис осмысленно. Смогут увидеть глобальность ситуации и в этом целом найти решение. Потому что, видя фрагменты, мы ничего не решим. Печень, изъятая из организма — это уже что-то другое.

Человек, изъятый из своего социального окружения, тоже — что-то другое. Человек, не боящийся признать, что он такой один, увидеть свое базовое одиночество, в котором и есть наша уникальность тоже — что-то другое.

Это не абстракции. Это непосредственно касается каждого из нас в нашей реальной жизни. Только некоторые хотят видеть, и делают все для того, чтобы видеть. Ведать. А другие не хотят. Видеть и ведать. И предпочитают по-прежнему жить в тумане. Но какой смысл в тумане? А чтобы меня видно не было. Ничего себе иллюзия. Как это при современных средствах учета и контроля, сделать, чтобы тебя видно не было? Просто ты никому не нужен. Как в том анекдоте:

— Это неуловимый Джо.

— А что он такой крутой, что его никак не могут поймать?

— Нет, он просто никому не нужен.

Ну, тут я остаюсь верен себе. Призыв у меня один: станьте нужными самим себе. И вы будете нужны огромному количеству людей. Без проблем. Как я нужен вам сейчас, в этой ситуации. Что во мне такого? Просто я могу поделиться тем, что я вижу. Потому что я люблю видеть и ведать. И хотя это иногда ужасно, страшно, кошмарно, у меня базовая радость от того, что я это вижу, а не от того, что я в тумане.

 

Как там было сказано? Ищите и обрящете. Но ищите в себе. И те, кто верует, ищите Бога в себе. И те, кто в Святой Дух, в себе ищите Святой Дух. И те, кто в знания, в себе ищите знания. Иначе вы будете вынуждены прыгать по целям, которые вам предлагают другие, потому что у вас останется одна личная цель — выжить.

Posted by | View Post | View Group