Две правды

Две правды.

Москва, 27 января 2007г.

Как известно, человек постоянно нуждается в притоке разнообразной информации, поскольку потребность в ней принципиально не насыщаема. Обычно человек этого не осознает, как и не осознает воздух, которым он дышит. Так же человек «дышит» и на уровне информации, пытаясь из общего потока информации, выделить ту, которая способствует его вооруженности для решения чаще всего отнюдь не идеальных, а прикладных, практических, социальных задач, потому что социальные задачи: потребность в социальном признании, социальной территории, социальном статусе — доминируют. А раз доминируют, то подчиняют себе деятельность по удовлетворению других потребностей. Так деятельность по добыче новой информации подчиняется требованиям, которые возникают в процессе достижения социальной успешности. Это очень важный момент в нашей обычной жизни. Важный, потому что, если человек осознает, что он делает, то он понимает за что платит. А чем собственно платит? Съехавшими набекрень мозгами, потому что они набекренились в сторону социальных потребностей.
Такое положение дел превращает призывы к деятельности, казалось бы совсем не социальной, призывы к духовности, самосовершенствованию, поискам себя в реализацию тех же потребностей — расширить социальную территорию, укрупнить социальный статус, расширить круг признания.
Таким образом, любое, употребляемое нами «духовное» понятие, связанное с целью или задачей, оперативным сознанием сразу же искажается, и переводится в контекст удовлетворения социальных потребностей, и вместо того, чтобы говорить о полноте самореализации, о полноте себя внутреннего, о тотальных вещах, мы продолжаем деятельность по удовлетворению социальных амбиций, реализации на уровне социальных потребностей и территориального императива.
Что же получается? Получается, что, желая достигнуть успешности, мы сами себе обрезаем возможности этого достижения, потому что используем свой потенциал скособочено, перекодируя его в контексте социальных потребностей. Содержание же нашего сознания в той части, которая связанна с удовлетворением социальных потребностей, обусловлено внешним социальным давлением, спросом, заказом, наследованием, давлением актуального Мы, которое само по себе есть ограничение. В результате мы попадаем в узкий коридор допустимых решений, причем этот коридор мы сами себе выстраиваем и пытаемся решить свои жизненные задачи, не выходя из него.
А поскольку противопоставить внешнему обуславливанию чаще всего нечего, то в этом коридоре возможных решений, которые мы сами для себя установили, мы очень часто попадаем в ситуацию «безнадега. ру», т.е. в ситуацию, когда решения нет, что естественно вызывает пессимизм, депрессию, угасание мотивации, отсутствие плюс подкреплений.
Это психологическое явление сужение коридора возможных решений, абсолютно практическая вещь. Если бы каждый был в состоянии увидеть в своем сознании этот коридор и найти способ его расширить, то успешность росла бы с каждым сантиметром расширения.
Когда вы приходите на какой-нибудь тренинг или консультацию, или читаете какую-нибудь литературу на тему, как стать успешным, прежде всего, вы должны быть в состоянии оценить, это сужает коридор ваших возможностей или расширяет. Если это сужает и без того узкий коридор ваших возможностей, то, естественно, все, что вам остается, это бесконечно повторять: «Это не возможно, потому что… Это очень трудно, потому что… Я этого не смогу, потому что. Мне этого не дадут, потому что…» Причем вы будете совершенно уверенны, что это внешний мир так не справедлив к вам. Но это не так — просто в пространстве вашего оперативного сознания очень узкий коридор возможных решений.
Одна из целей наших бесед состоит в том, чтобы, осваивая навыки внутренней работы, вы могли бы расширить коридор возможных решений. Этот процесс сродни медицинской процедуре расширения сосудов при помощи зонда извне. Этот зонд извне может у вас возникнуть, если возникнет осознавание механизма, и вы сможете стать грамотным пользователем. И тогда вместо того, чтобы тратить психологические ресурсы на сопротивление, замещение и вытеснение, можно потратить эти ресурсы на изучение, освоение и грамотное пользование, тех механизмов, которые есть.
Воспользуемся онтопсихологией Минигетти. У него есть замечательное описание процесса нашей жизнедеятельности.
В потоке реальности наша субъективность оформляет себя.
Что имеется в виду? Всеми имеющимися у нас органами восприятия в каждый момент мы воспринимаем огромное количество информации, но наше оперативное сознание фиксирует из этого несметного потока информации ничтожно малую часть. Таким образом, между нашим реальным бытием и нашим осознаванием этого бытия, огромная пропасть. В бытие мы погружены в реальность тотально, и собственно говоря, бытие есть контакт нашей субъективности с реальностью. Это бесконечный процесс, бесконечный в смысле актуальной жизни, бесконечная деятельность по овеществлению того потока информации, который идет на нас, как реальность, т.е. бытие есть процесс, некое движение. А вот названное и сделанное не есть процесс. Это объект, нечто фиксированное. И, прежде всего, фиксированное в слове.
Мы можем оперировать обозначениями не имея в виду ничего обозначаемого и эта способность нашего сознания дает нам возможность создавать то, что в природе не существует. Так мы сделали цивилизацию, т.е. человеческую реальность, по определению внеположенную природе, как таковой, как бытию. Будучи сделанной, эта реальность принципиально не может быть тотальной. Мы можем ее описать как некую систему, распределив на разные блоки и установив между этими блоками различные связи. Чтобы синхронизировать работу отдельных элементов системы нам нужно нечто, чья задача – синхронизация, без которой система, как целостность, будет все время испытывать сбои. Таким задающим генератором в человеческой реальности является конвенциональное время. Если мы на мгновение представим себе, что исчезли все часы, то мы в результате исчезновения современного задающего генератора будем отброшены в далекое прошлое и начнем синхронизироваться по солнцу и звездам. Первые цивилизации возникли благодаря созданию астрономии. Это было единственное, что могло синхронизировать деятельность отдельных очагов, частей, групп в человеческой реальности.
Сегодня задающий генератор – это электронные часы минимальных размеров, которые давно перестали быть неким раритетом и социальным символом. «Знание времени» превратилось в обыденную вещь.
Бытие не фиксировано, оно процессуально. Оно не фиксировано, потому что виртуально. Возникновение и исчезновение, которое мы называем жизнь и смерть, для реальности это способ функционирования. Бытие также проницаемо, потому что пространство реальности ни во что не помещено. Мы привыкли мыслить следующим образом: все в пространстве, но само пространство не во что не помещено, хотя существуют изысканные теории, по которым пространство это чрево Бога, что бог, пожелав создать вселенную, сжал себя, раздвинул, и там в этой раздвинутости образовалась великая пустота, и появилась в ней наша вселенная. Но в данном случае даже назвав, мы не можем сделать, и потому это спекуляция, т.е. рациональная адаптация. Не знаемое, не явленное рационально адаптируется в названное и этим все таки в как бы существующее. С этой точки зрения, действительно, Бог и есть Слово. Без слов мы не можем, без часов мы не можем. Субъективное время не конвенционально. Синхронизироваться по субъективному времени невозможно. Существует замечательная работа отца Павла Флоренского о правде бытия и правде смысла. В своих размышлениях он утверждал, что две эти правды – это необходимая парность и в тоже время, они нигде не пересекаются. Человек единственное существо, соединяющее в себе эти две правды, ибо он обладает логосом, т.е. владеет словом и в тоже время, как и все погружен в реальность.
Как же его не разрывает? Как же он это совмещает? И совмещает ли? Способность человека соединять в себе самом две правды делает его уникальным явлением. Он не всегда это осознает. Но очень часто меняет аргументацию с одной правды на другую. Он может аргументировать словом, логосом, смыслом, а может ни с того ни с сего перейти на аргументацию бытием, ссылаясь на его виртуальность, процессуальность и проницаемость. Сейчас модно, если внимательно прочесть труды очень мной уважаемого Минигетти, модно обещать погружение в бытие и приобретение таким путем социальной успешности. Тот самый «набекрень», о котором я говорил в начале, очень легко прочитывается в словесно логических комбинациях, которые предлагаются на рынке «духовности». Еще с начала эпохи Просвещения все скособочивалось в сторону логоса, и нам обещали, что еще чуть-чуть и мы саму реальность ухватим, назовем, и, наконец-то, освободимся от стихии бытия, но ничего не получилось. Хотя мечты эти существуют и доселе. Поскольку с бытием наиболее связанна наша телесность, во всей ее полноте, то хорошо бы телесность превратить во что-то сделанное. Одна проблема. Даже в самых смелых фантазиях не удается придумать, как сделать мозг. Если бы можно было сделать мозг, то реальность бы просто исчезла бы. Бытие бы исчезло, осталось бы только названное.
Живя в дихотомическом мире и постоянно его, оценивая по дихотомической системе, мы никак не можем усвоить тот факт, что может быть сразу две правды, и ни одна не лучше и не хуже другой. И ни одна, ни главнее и не менее главная. Если мы объявим, что бытие главнее, то тогда логично полным ходом двигаться назад, вспять, к истокам цивилизации, ко временам, когда не было почти ничего сделанного. Если демаскировать знаменитый лозунг «назад к природе», то получается – из городов в лес и срочно отращивать шерсть. «Вперед от природы», то окажемся в каменных джунглях, и признаем их, как лучшее экологически наиболее выгодное место для такого существа, как человек. Один из недавних социологических опросов показал, что шестьдесят процентов населения России хочет жить в Москве. И чего их сюда всех тянет? Это царство логоса, он здесь торжествует, а природы почти нет, никакой стихии, и социальные возможности при этом особенно велики.
Сложность человека состоит в том, что он не может избавиться от двойственности. И какие бы изысканные психотехнологии с древних и до наших времен он не применял, только смерть избавляла его от двойственности. Поэтому умертвление природного начала, означало попытки все свести к логосу. А сознательное лишение себя сознательности, это логика, приводящая к бытию, без логоса, без слов, без смысла.
Но существуют различные артефакты, которые показывают, что логос имеет какую-то тропинку к бытию. Во все времена существовали мыслители, искавшие решение проблемы — как же не ущемляя ни одну из правд, пребывать в этом мире. И что будет, если мы найдем баланс двух правд?
Этот баланс, как бы задан, это мы сами, человеки, ибо мы в себе содержим и то и другое, обе правды, и только в себе. Во вне этого нет, во всяком случае, мы ничего об этом не знаем. Мы пытаемся создать идеальные существа, с помощью логоса, смоделировать на уровне слов некие существа, которые тоже в себе содержат эти две правды, но не получается, по той простой причине, что опять мешает телесность. Дело в том, что, если такие существа есть, то они погружены в реальность, если они погружены в реальность, то у них должна быть телесность дабы поток реальности превращать в некую форму, а если у них есть форма, то почему мы ее не воспринимаем?
Тогда мы создаем идеальную территорию под названием «другие пространства», заселяем ее идеальными существами, при этом избегаем конкуренции за реальные пространства. Человеческие усилия, фантазии, воображение, все «слово о слове, обращенное к слову», в течении тысячелетий пытается найти партнера, который находится в таком же сложном положении, но уже эту задачу решил. И вот эти, решившие задачку, нам, конечно, это все и расскажут. Либо расскажут, как избавиться от одной из правд и так стать цельными, либо расскажут, как это все сбалансировать.
Попробуем в самом человеке, его телесности и его разумности найти нечто, что может позволить существовать одномоментно обеим правдам. И это нечто есть. Это нечто называется словом «целое».
О чем мы может сказать, как о бесспорно целом? Пожалуй, пространство. Что это целое или одно? Одно. Потому что целое состоит из некоторого количества вещей, но сущность этих частей самое целое, т.е. вне целого они не существуют. Тогда можно сказать, что пространство состоит из набора объемов, ограниченных тем или иным способом. Таким образом, из абстрактного пространства мы попадаем в конкретное пространство нашего пребывания в мире, которое мы же сами и расфасовали в различные объемы, отграничив их различными способами. Объем этого зала ограничен стенами, потолком и полом. Объем какого-нибудь СКО, т.е. системы конденсированного опыта, ограничен в нашем сознании каким-нибудь определенным содержанием, ассоциативным, или травмирующим, или положительно эмоционально окрашенным. Для того, чтобы простое одно мысленно перевести в целое, нам нужно представить его состоящим из некоторого количества частей. Таким образом, идеальное одно – это ноль. А идеальное целое – это минимум три. Да, нет, или. Три считается числом сознания.
Чем же целое принципиально отличается от системы? Любое целое может быть представлено в виде системы, структуры, но не всякая система может быть представлена как целое.
Целое, (и это и есть та гипотеза, которая послужила основанием метода качественных структур), отличается тем, что в качестве фактора целостности, выступает ноль или точка и естественно, в человеческом сознании это отразилось в создании самой известной системы координат – крест, точка пересечения – ноль. Индусы называла это великая пустота, великое ничто, которое есть основа всего, будучи ничем. Что же нам мешает делать по принципу целого или хотя бы мыслить по принципу целого? Все та же проблема. Что такое «или»?
Если мы возьмем все пространство, которое одно и введем в него центр, ноль, мы получим предельно абстрактное целое. Дальше мы нолем можем назвать кого угодно и что угодно. С этого момента у нас есть целое. Это целое, (заметьте еще одно очень важное свойство целого) не имеет четко очерченных границ. Никакое целое не имеет четко очерченных границ. Но имеет этот некий узел, некую точку, превращающую одно в целое. В организме пытались обнаружить задающий генератор и не обнаружили, что позволяет предположить, что организм целое, а не система. А если он целое, то есть эта самая точка. На мысль об этой точке меня навело чтение работ Ю. Лотмана. При непосредственной встрече с Юрием Михайловичем в совместном общении мы пришли к мысли, что так мыслить можно, и корректно можно назвать эту точку, точкой координатора. Характеристики этой точки нулевые по отношении к другим аспектам целого. Теперь попробуем помыслить целое, состоящее из двух сложных других целых. Реальность, про которую мы не знаем, целая ли она, потому что мы не можем помыслить её как целое, не введя каких-то дополнительных параметров, не поместив в нее некий центр. Этот нулевой центр, вписывающийся в пространство реальности, можно назвать Дух. Что такое Дух? Ничего и все. Где он находится? Везде и нигде. И в тоже время он делает живое живым. Мы можем взять еще более чистый ноль. «Я». Что такое Я? Ничто. Но это, то, что позволяет каждому из нас воспринимать себя, как целое, выделенное. Если мы целое, то четких границ это целое не имеет. Само по себе слово Я ничего не обозначает. Мы им пользуемся для обозначения своей субъектности, но оно само по себе к этому не привязано.
Ну, а дальше? Мы помещаем Я в точку координатора реальности. И мы уже можем мыслить о реальности, как о целом, частью которого являемся мы, но и она сама благодаря этой простой мыслительной операции становится частью нас. Сущность части в целом, есть самое целое. Значит, из того, что мы называем субъект и реальность, мы можем из двух сделать одно целое, переведя эти два мыслительных объекта в один – Я. Заменив сложно составную систему под названием субъект, простым утверждением –Я, получаем некое целое, в точке координатора, которого Я, не имеющее четко очерченных границ, и это уже есть не реальность и не субъект. Это и есть, как говорили древние, пространство присутствия. Если вы совместили на уровне логоса, воображаемый ноль, точку, без содержания, как центр реальности, с нулевой точкой субъекта, а она звучит, как Я, это тоже ноль. Если «Я» – Никто и зовут меня Никак, то появляется некое целое частями которого являются реальность и субъект. Древние назвали это пространством присутствия, а само переживание этого события просветлением, потому что это целое обладает такими качествами, как процессуальность, виртуальность и проницаемость. Если в точку координатора реальности мы помещаем, как Дух, то получаем пространство божественного присутствия. Или более современно – пространство, в котором время разворачивает знание. Или на языке Большого целого – пространство, имеющее своими частями вечность, бесконечность, воплощенность..
Теперь возьмем очень известное изречение Иисуса Христа: «Я есть истина и путь». И другое известное изречение суфийского мудреца, который вышел на площадь и сказал: «Я Бог». Его за это четвертовали. У них не было мании величия. Они говорили о Я. Возьмем одну из дзенских практик с задаванием одного единственного вопроса: Кто Я? Или другая практика: Я не это, не это, не это…….. Что остается в остатке? Ноль.
Таким образом, говоря современным языком в этой ситуации, Я – это метка на потоке реальности. Как угодно можно назвать её дополнительными словами, но суть состоит в том, что мы можем помыслить свою субъектность и реальность, как целое, в котором Я метка на потоке реальности. А зачем нам это все?
Мы начали с того, как же жить с двумя правдами? Если мы в состоянии мыслить и организовать пространство своего сознания, как целое, то оно максимально уподобляется потоку реальности, который оформляет наша субъективность, т.е. возникает возможность практически реализовать постулат – познай себя, как часть мира и мир, как часть себя и на основании этого осуществить резонанс между субъективной и объективной реальностями. Между правдой бытия и правдой смысла. Размышляя, таким образом, мы можем рационально, без привлечения каких-то сказочностей, обосновать возможность резонансных отношений, т.е. возможность перевести логос в режим процессуальности, виртуальности и проницаемости без потери формы. Таким образом, в наше распоряжение поступает ресурс целого. То самое, что не равно сумме частей целого, это тот ресурс, который мы не можем получить из социальной, сделанной реальности. Сделанная реальность потребляет наш ресурс. И вознаграждает, так или иначе. Но, если мы в состоянии мыслить категориями целого, и можем установить действительные, т.е. объективизируемые резонансные отношения между нашей субъектностью и реальностью, мы имеем возможость доступа к ресурсу целого.
Мы начали с того, что наша субъектность получает каждое мгновение в тысячи раз больше информации, чем обрабатывает наше сознание.
Как же оперировать целым? Как на основе этого мыслить, используя мышление для решения умственных задач, и перейти от осознавания к решению? Как мыслить не четкими множествами с опорой только на нулевую точку? Как включить объемное мышление?
Для этого в нашем сознании существует такое место, которое называется переживанием. Напоминаю, переживание – это часть деятельности сознания. Эмоция – это реакция на ситуацию, чувства – это производное от системы отношений. А переживание – это деятельность сознания. Так вот переживание, как форма деятельности сознания, дает нам возможность решать задачки, оперируя нечеткими множествами, т.е. мы получаем шанс сильного развития того, что принято называть интуицией. Переживание, использует бессознательное или базовую память, которая неизвестным пока образом, фиксирует все касание нашей субъектности к реальности, весь объем этого касания, не выделяя из него узкий коридор возможного, это, то, что Василюк назвал «предельно сложным внутренним миром». И с другой стороны, воспринимать поток реальности в аналоговом режиме, on–line, т.е. воспринимать внешний мир, как предельно сложный… Таким образом, порождается то, что у Василюка называется творческим переживанием, а в древних текстах просветлением.
«Нет разума для несобранного и нет для несобранного творческой мысли, а для не имеющего творческой мысли нет мира, а для не имеющего мира — откуда быть счастью?» (Бхагаватгита)
Не собранное, значит не целое, у не целого нет разума, есть умозрение, для не имеющего разума нет мира, естественно, не целое не может помыслить о целом. Для не имеющего мира нет творческой мысли, нет и тотального переживания, для не имеющего тотального переживания, откуда быть счастью? Есть только желания и как учил нас Будда, порождают эти желания одни страдания. Либо страдания по поводу не реализуемости желаний, либо страдания по поводу того, что желание реализовалось и тут же исчезло.
Подведем некоторые итоги. Объемное мышление – это оперирование не четкими множествами, представленными в сознании в форме целого, оперирование с помощью той части сознания, которая есть переживание, ибо переживание – единственная часть сознания, которая может работать с базовой памятью, может соединить материал информационной базовой памяти с текущим контактом субъектности и потоком реальности в режиме on-line. Это и будет объемное мышление. Заманчивая штука.

***
Теперь по поводу «понял — не понял». Что такое «понял»? В большинстве случаев, когда человек говорит: «понял» – это значит, он объяснил новое, имеющимся старым. Приспособив, таким образом, новое понятие к себе и успокоился. «Я понял!»
Существует другая, активная позиция, когда «понял», это значит себя перестроил в соответствии с новым понятием, т.е. переструктуировался, в пределе – трансформировался. На другом языке, преобразился. Есть вещи, не предназначенные для понимания. Их не возможно приспособить к себе такому, какие мы есть, но себя к ним приспособить притянувшись, трансформировавшись, возможно. Когда человек говорит «не понял» – это шанс на преображение. Когда человек говорит «понял», шансов уже нет. Пауза между — услышал, узнал, и понял, освоил, умею пользоваться, — эта пауза и называется – не понимаю. Действовать, делать усилия в условиях «не понимаю», по другому называется – стоять лицом к неизвестному. Быть в потоке лицом к неизвестному, значит быть проницаемым для света. Или стать потоком…
Как вы сами понимаете, ни социального заказа, ни спроса, ни, тем более социального давления, на таких существ нет. Либо это нужно тебе, либо это не нужно никому. Когда человек пытается себя и окружающих замотивировать тем, что это нужно человечеству, это, конечно, мотивирующая иллюзия. Но она чревата тем, что между Я – Бог, появится Петя – бог, Ваня- бог, Ахмет бог, Дуня – бог, т.е. мания величия. Что для процессуального, виртуального и проницаемого, имеет прямо противоположное значение – ухваченного, удержанного, фиксированного.

***

О практике. В тех традициях, которые я воспринимаю, как живые, существует правило двух правд – постижение и преображение. Не возможно постижение без преображения и не возможно преображение без постижения. Постижение есть обоснование практики, практика и ее результаты есть обоснование преображния, если это действительно практика. А не тренировка. Или дрессировка. Что же такое практика с точки зрения постижения? Практика – есть взаимодействие с пространством потока реальности до предельного результата, который, кстати говоря, везде сводится, сходится во всех известных мне источниках к проницаемости, т.е. практика работает до того состояния, когда человек, образно говоря, не отбрасывая тени, в состоянии пропускать сквозь себя поток реальности. Прежде всего, это связанно с наработкой пространственных взаимодействий. Что такое пространственные взаимодействия? Название этому предлагаются самые разные. Мне очень нравится термин, введенный О.Г.Бахтияровым – деконцетрация. Есть еще очень хороший термин – распределенное внимание. Восприятие пространства Присутствия, причем на уровне телесности. Той самой телесности, которая и оформляет наш контакт, наше соприкосновение с реальностью в некое действие, т.е. в процессуальность. Один раз я видел то, что меня действительно ошарашило. При мне человек подошел к стене, ввел в нее руку по запястье и вынул ее. У меня нет никакой объяснительной системы для этого факта. Я видел много разных объективаций, но чтобы ошарашило?! Надо мной все смеялись, а я, понимая, смехотворность этих усилий все-таки искал в этом хоть какую-то хитрость. «Не уверуют, а только убоятся». Мне не было страшно, но тогда я понял, что такое ноль в сознании – ни слов, ни чувств, ни мыслей, ничего. Практика несет в себе серьезный соблазн, если она отрывается от постижения. Так же как и постижение несет в себе соблазн, если оно отрывается от практики. Опять та же проблема двух правд. Людям кажется, что постижение вещь не обязательная, поскольку все равно непонятная. Им кажется, что достаточно практики и все произойдет. Что-нибудь, конечно, произойдет, но что?
Наверное, некоторым известно, что часто случается со спортсменами спорта высоких достижений после окончания карьеры. Так и здесь. Куда исчезают смелые духовные искатели экспериментаторы после тридцати пяти лет?
Тридцать пять лет работая с людьми и стараясь делать это осмысленно, я пришел к выводу, что в основе практики должны лежать несколько простых, простых в смысле имеющих возможность объективизации, принципов.
Первый принцип – это пространственность, т.е. нужно дать человеку возможность научиться дифференцировать свои пространственные ощущения, и таким образом создать систему ориентации для необычного восприятия.
Второй принцип — дать человеку возможность дифференцированно воспринимать и управлять энергетическими ощущениями.
Вся моя практика, изучение различных источников и общение с различными тренерами и инструкторами показала мне, что если в методике есть элемент пространственности, то она обязательно работает, т.е. объективизируется в определенные результаты. Если такого элемента нет, методика не работает по отношению к заявленным целям. Она дает какие-то результаты, но они никакого отношения к заявленным целям не имеют. Если человек в состоянии дифференцированно воспринимать и управлять своими пространственными и энергетическими ощущениями, то такая методика работает.
Техника безопасности включает в себя только один пункт: движение должно происходить по принципу улитки, ничего не пропуская. Пример улитки, переползающей через лезвие бритвы. Если же человек пытается превратить практику в спорт по принципу выше, дальше, быстрее, то это чревато различными отрицательными психосоматическими последствиями. И, естественно, все это должно сопровождаться постижением, т.е. освоением языка, соответствующего новому этапу практики.

***

А теперь не совсем рационально, скорее эмоционально чувственно. Пожертвуем точностью ради глубины, перейдем от научного языка к художественному.
В каждом человеке живет некое существо, чаще всего очень юное, которое можно назвать душой, можно сущностью, можно ребенком. Это существо, та часть нас, которая развивалась в начале исключительно за счет переживания. Его взаимоотношения между внутренним субъективным и внешним объективным строились на языке переживания.
В определенный момент времени это существо было заблокировано в процессе социализации для того, чтобы перейти на язык слов, для того, чтобы человек мог стать социально адаптированной личностью. Это существо воспринимает все, как плод в утробе матери, в нашей субъективности это так и осталось плодом. Древние часто называли это существо бессмертной душой. Понимая, что что-то такое есть и живое и оформленное, но почему-то запертое. Вот этому существу часто бывает очень больно. Оно абсолютно не приспособлено к тому образу жизни, который мы ведем. Оно делает нас в определенные моменты разочарованными идеалистами. Мы воспринимаем нечто не определенное и чувствуем часто, что вокруг все такое дерьмо, и в этом дерьме такая чистота вынуждена пребывать..
Потому время от времени возникают всякие идеи, мысли и образы, как бы это все преодолеть. В силу индивидуальных особенностей меня эта тема всегда очень волновала. Хотя я и художественный человек, когда я мыслю, я стараюсь видеть это воплощенным. Я всегда думал, как же решить эту проблему, возможно ли это?
Возможно ли дать этому существу жизнь? Как это сделать? Если мир, в котором мы пребываем, вся эта сделанная реальность пока что еще очень далека от его нужд и потребностей. Можно ли найти путь решения этой задачи? Можно. Нужно построить сделать для этого существа мир во внутренней своей реальности. И это и будет священная земля. И это и будет святое место вашей единичной субъективности… И вот в этом, построенном вами для этого существа мире оно сможет жить и отблагодарит вас, дав вам определенную помощь для действий во внешнем мире. Но этот мир для него надо построить, он сам собой не возникнет. Для этого не достаточно фантазий, это очень трудная, но и радостная работа. Ведь строить надо слушая это существо, так как ему надо, а не так, как вам кажется, что надо. Не для того, чтобы жалеть и утешать, а для того, чтобы слышать и строить для него этот мир. Мир святого. Для вас святого. И потому: Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.

Если вы сумеете для этого существа такое место построить, вы будете всегда иметь внутреннюю опору, не зря древне говорили: храм божий внутри нас. Святое место не предназначено, для посещения другими. Оно предназначено для вас и этого существа. Хотя это тоже вы. Это ваша сокровенность. Если вы сохраните такое место, то эта сокровенность во многом поможет вам пребывать в мире, не теряя активности воплощения.